raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Немолодёжные проблемы молодёжи

Оригинал взят у agantis в Немолодёжные проблемы молодёжи
     На прошлой неделе, в связи с Днём молодёжи, меня попросили высказаться по поводу «молодёжных проблем». Разговоры эти, как правило, сводятся к теме вредных привычек – курению, алкоголизму, наркотикам; maximum maximorum – компьютерной зависимости. Психологические журналы расскажут вам про ссоры с родителями, трудности с противоположным полом (с налётом пикапа) и как стать успешным. Причём не «успешным кем-то» (строителем, плотником, учёным), а просто «успешным».
    Обсуждается это всё как нечто случайное, бытовое, ни с чем более глубоким не связанное. Как будто та же наркотизация населения является просто следствием недостаточной информированности кого-то там о вреде наркотиков для здоровья.
    Картина странная, поражающая своим воистину невротическим упорством. Закрадывается подозрение, что эти все разговоры – это магические заклинания, призванные заколдовать реальные беды. Старающиеся убедить, что всё нормально, всё под контролем, всё идёт так, как и должно идти.
    Понятно, что я не писал бы такое вступление, если бы в воздухе не висел запах инфернальщины.


    Возьмём проблему наркотиков. Всегда ли она была? Нет, понятно, что она появилась с разрушением СССР. И корень проблемы – не в интересах каких-то наркобаронов, которым почему-то дали волю – хотя и это тоже, «лихие 90-е» ещё долго будут жить в народной памяти. Корень проблемы – в тотальном разрушении советской системы – смысловой, социальной, политической… При том, что в замен дали нечто крайне неравноценное.
    Вопрос не в симпатиях к СССР, а в структурном плане.  Советский союз можно рассмотреть как некую систему, где верхним этажом был смысл (жизни) – строительство справедливого коммунистического общества, воспитание нового человека, разрушение мира насилия и т.д. Смысл порождал ценности, общественные нормы – кооперацию, дружбу, любовь, семейные отношения и т.д. Отдельным пунктом отмечу труд – он был «в почёте». На соответствующем уровне была и социальная организация – образование, медицину, науку, работу. Наконец, по крайней мере формально, был развит культурный уровень – классические театры, опера, музеи, кино.
    По ряду причин – это отдельный вопрос – оказался снят сначала смысловой уровень – державший всю систему! А затем – в перестройку – было обрушено всё остальное.


    Что было дано взамен? Вместо смысла – деньги. Шаг нетривиальный: это не просто смена «верха», духовного, на «низ», животное. Это превращение всего в товар, т.е. мёртвую, обезличенную вещь – главное, самого человека и его отношений.
    Какие нормы это могло продуцировать? Понятное дело, какие – криминальные. Высшая ценность – экономический успех; в лучшем случае – сила или власть. Самые эффективные занятия – воровство, бандитизм и проституция. Важно, что, разрушен труд – а это проблемы не для экономики, а для развития человека (поскольку, что бы там ни говорили самопровозглашённые психотренеры про саморазвитие, – без упорного и тяжёлого труда человек только деградирует).
    Попытка договориться или уступить – отныне слабость, которая наказывается. Принципы, честь – только мешают и тянут вниз. В случае же, если ты не желаешь следовать подобным «новым веяниям» – оказываешься на обочине, в состоянии изгоя и изоляции.
    Дружба в этих условиях… Ну, в каком-то виде, наверное, возможна – некие банды, «братаны»… Но вот любовь – точно нет: всё товар (нет человеческой тонкости – похоть, пикап), все друг с другом на ножах (невозможность близости), всякий контакт превращается в самоутверждение. Идеал женственности - «Интердевочка», а мускулинности - «Саша Белый». Как показывает практика – к слову, не только нашей страны – проблемы начинаются уже и с сексом. Не такой это тривиальный процесс, как кажется – слишком много человечности требует. Нужны эмоции, нужна эротика…
    По поводу «социалки» сломано немало копий. И всё же, повторю: образование полуживое – система работает на создание потребителя и вора. Общие познания,  умение мыслить – уж точно не нужны. Медицина тоже дышит на ладан – даже в армию берут уже кого попало. Зачем вообще нужна культура – мало кто понимает, и ещё меньше кто способен это объяснить; она сведена к развлечению той или иной степени элитности.

    Итого, мы имеем не просто «руины» системы – а выстроенную антисистему, способную странным образом функционировать, поддерживать себя, самовоспроизводиться и подавлять покушения на своё существование. В принципе, её можно назвать превращённой формой, уничтожающей своё содержание.
    Поясню на примере: есть министерство образования, которое развивает образование – здесь форма (министерство) соответствует содержанию (образованию). Если министерство больше не может развивать образование – оно должно отмереть, быть заменено новым, способным это делать. Однако – есть ещё один вариант: министерство может цепляться за существование, «пожирая» образование, чтобы оставаться «на плаву». Самое здесь важное – понять, что «пожирание» это не есть прямая война с содержанием: министр не сидит и не думает, как же ему развалить учебные программы, выгнать учителей и т.д. Он, например, просто занимается не образованием, а воровством – и все его указы продиктованы не развитием образования, а развитием воровства. Итого – министерство по факту занимается чем-то «непрофильным» (воровством), а образование «по ходу дела» приходит в упадок.

    Если теперь изобразить ту же картину со стороны отдельного человека, то мы получим замкнутый круг, в котором все элементы связаны между собой, поддерживают и воспроизводят друг друга. Ключевое слово, характеризующее полученную сеть – тотальный регресс.
    Оговорю, что регресс не просто возвращает человека и общество «на шаг назад», который с течением времени должен опять перейти в современность. Новая архаизация – не возвращение к корням; это злокачественный процесс, связанный со сломом личности и её способности к развитию.


    1. Десоциализация. Люди либо становятся «лузерами» - пессимистичными, неуверенными, неспособными на доверительные отношения. Либо превращаются в нечто животное – с примитивными потребностями и коммуникациями. В таком состоянии невозможно строить даже быт.
    2. Деисторизация. Потеря героев, потеря связи с большими общностями – страной, народом. Нет даже пресловутой «русскости», к которой адресуют националисты.
    3. Имморализация. Потеря различения добра и зла, удовольствие от разложения и извращений, разрушение норм отношений между людьми.
    4. Декультурация. Потеряна вся сфера тонких эмоций, чувств, взаимоотношений с людьми, обществом, историей, миром.  Следовательно, люди неспособны черпать энергию из чего-то, кроме животных страстей. Которые, в силу последующих пунктов, тоже слабы.
    5. Безэмоциональность. Неспособность в глубокому переживанию, в особенности – чего-то негативного, несправедливого, гадкого. Следовательно, и к мобилизации – на работу, любовь, борьбу, геройство.
    6. Физиологическая депривация. Неспособность мобилизовать организм даже на примитивные реакции: агрессию, интимную жизнь, спасение близкого. Страх за психическую уравновешенность – когда человек не может справиться даже со слабыми эмоциями (кажется, именно это сейчас охватило США, где обычным стало уже со школы «сидеть» на успокоительных и иных психотропных препаратах – в дополнение к традиционным консультациям с психологами).
    7. Физическая депривация. Недоразвитость, неправильное формирование мышц, пониженный тонус.
    8. Отсутствие полноценной медицинской помощи.
    9. Философская гиперинтоксикация. Имеется ввиду отсутствие ответа на вызов смерти, который в полном смысле встаёт перед человеком в момент полового созревания. В «нормальном» случае его даёт либо большой смысл (религия или мировой проект, связывающий индивида с человечеством, историей и другими сущностями, выходящими за пределы его жизни и смерти), либо, по крайней мере, уверенность и жизненный оптимизм окружающих людей – родственников, общества вообще. Если ответ не получен – жизнь становится бессмысленной, исчезает «завтрашний день» - или, вернее, наполняется негативным содержанием.
    10. Разрыв связи поколений.
    11. Деинтеллектуализация. Неспособность мыслить, ориентироваться в реальности, адекватно реагировать, понимать другого человека. Сведение работы и жизни к выполнению простых алгоритмов.
    12. Обесценивание труда. Неспособность работать не только по профессии, но и над собой. Отсутствие правильно организованного и мотивированного труда искажает личность: начинается расхлябанность, лень, любое дело делается с низким качеством. Начинается погружение в диванный гедонизм. Наконец, идёт общая деградация личности.

    Результатом регресса является не просто распад структур (в том числе и общества). Результат – и цель – регресса – расчеловечивание. У человека отчуждают, крадут сначала все высшие средства существования (обеспечивающие его развитие), а затем и низшие – еду, питьё, жилище, способность размножаться. И чем дальше, тем меньше он способен сопротивляться: отключаются «высшие» источники энергии – смысл, любовь, любые эмоциональные и тонкие отношения с миром. А параллельно – калечатся «низшие» источники: здоровье, эмоциональность вообще (даже примитивная)
    Возвращаясь к наркомании и иным порокам – они являются порождением антисистемы, средством ухода из неблагой жизни. Менее явным вариантом того же самого может быть эскапизм, экстрим, и т.д.
    Поскольку регресс – вещь системная, то он воспроизводит себя и подавляет всех, его не принявших. Поэтому необходимо собирать всех «выживших», организовывать вместе с ними другое бытие – и начинать наступательные действия, отвоёвывая у регрессивной системы оставшихся людей и структуры. Я хочу, чтобы собираемый с моим участием интеллектуальный клуб стал одним из звеньев такой борьбы.



Tags: Ростов-на-Дону, воспитание, культура, образование, общество.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments