raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Categories:

Легенды мирового кинематографа Фридрих Мурнау

Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное. Алфред Хичкок


Мурнау Фридрих Вильгельм

Продолжая разговор о людях, стоявших у истоков кинематографа, о тех, кто боролся за переход кино из разряда дешёвых развлечений в разряд искусства, я не могу не вспомнить родоначальника жанра ужасов немецкого режиссера Фридриха Мурнау. Это имя известно всем, кто любит пощекотать нервы, но известен Мурнау не только как родоначальник жанра, но и как новатор кино, обогативший киноязык новыми приемами. А, впрочем, обо всем по порядку.
Фридрих Вильгельм Плумпе (Мурнау) родился 28 декабря 1888 года в Билефельде, Вестфалия. Детство у него было не бедное, Фридрих Вильгельм имел даже свой игрушечный кукольный театр, с освещением, люком, колосниками. В двенадцать лет он знал уже Шопенгауэра, Ибсена, Ницше, Достоевского и Шекспира.
В 1907 году Фридрих стал студентом Берлинского университета, а затем перевелся в Гейдельбергский университет. Он изучал немецкую и французскую филологию и посещал лекции по истории искусств. В свободное время играл в студенческом театре. В 1911 году, увидев Фридриха в одном из спектаклей, Макс Рейнхардт пригласил его в Берлин в свою театральную школу. С 1913 года входил в состав труппы Немецкого театра, с 1914 года работал помощником режиссёра. Его псевдоним произошел от названия баварского городка Мурнау, который он однажды посетил вместе со своим другом.
С началом Первой мировой войны в октябре 1914 года записался добровольцем в армию. 7 августа 1915 года был произведен в офицеры, в 1917 году после ряда курсов переведен в подразделение, которое занималось разведывательными полётами. В конце 1917 года Мурнау и его пилот, заблудившись в тумане, приземлились на швейцарской территории. До окончания войны он оставался в плену В 1919 году вернулся в Берлин.
В Берлине, пробует свои силы в кинематографе. Первые фильмы Мурнау сразу заявляют о его интересе к миру таинственного и ужасного («Мальчик в голубом», 1919), «Голова Януса», 1920), «Замок Фогелед», 1921 и др. В эти годы начинается сотрудничество Мурнау с крупнейшим немецким кинодраматургом 1920-х годов Карлом Майером.


Афиша фильма «Голова Януса»

Мурнау всегда привлекали таинственные, загадочные сюжеты, и вот в 1922 году он снял один из шедевров этого жанра — фильм «Носферату, симфония ужаса» по роману Брэма Стокера «Дракула». Картина снималась в основном на натуре. Художник Альбен Грау при построении декораций использовал мотивы готической архитектуры с ее заостренными линиями. Интерьеры были обставлены причудливой, тяжеловесной мебелью, что еще более усиливало и без того гнетущую атмосферу в замке барона Носферату.
Мурнау пригласил на роль вампира немецкого актера театра и кино Макса Шрека, имевшего устрашающе мрачный вид. Об этом актере известно крайне мало, даже фотографий не сохранилось, что вкупе с его Кошмарным обликом породило множество легенд. Например, уже в Наше время был снят фильм «Тень вампира», где предполагалось, что загадочный Шрек на самом деле был вампиром и режиссер об этом знал...


Актер Макс Шрек в роли Носферату

Непростая судьба ожидала фильм «Носферату, симфония ужаса». Вдова Брэма Стокера наотрез отказалась уступить права на экранизацию романа «Дракула». Когда же фильм был все-таки снят, принципиальная миссис Стокер через суд добилась уничтожения картины. И картина была уничтожена. И только в 1929 году была обнаружена еще одна, чудом уцелевшая.


Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»


В 1924 году Мурнау выпустил картину «Последний человек», снятую по сценарию Майера. Эта картина стала одной из вершин мирового кино.
Фридрих переносит на экран, казалось бы, незатейливую историю о старом швейцаре из первоклассного отеля. В глазах соседей и родственников его великолепная ливрея делала швейцара значительным лицом. Но однажды он не смог поднять тяжелый чемодан, и его место занял другой. А старого швейцара перевели служителем в мужской туалет. Вместе с ливреей он потерял уважение и стал для родных и соседей последним человеком. Но вдруг неожиданный взлет — наследство делает старика миллионером...
При создании фильма Мурнау стремился, по его словам, к простоте, сознательно отказываясь от бытовавших тогда в кино выигрышных трафаретов (во многом заимствованных у театра). Вместе с Майером и оператором Фрейндом Мурнау отыскивал новые, собственно кинематографические средства выразительности. Например, они добивались, чтобы съемочная камера играла такую же роль, как карандаш в руках художника. Камеру иногда укрепляли на животе оператора, а иногда она парила в воздухе, закрепленная на лесах, или двигалась вперед вместе с оператором на специальной тележке. Панорамирование стало средством выражений психического состояния героев, а съемочная камера из средства фиксации действия превратилась в средство художественной выразительности.


Кадр из фильма "Последний человек" / Der letzte Mann
Французский киновед Жорж Садуль утверждал, что «разнообразя кинематографический язык, делая его авторским, Карл Майер, Мурнау и Карл Фрейнд осуществляли эволюцию, которая в техническом смысле сопоставима лишь с всеобщим наступлением звука».
Художественные достоинства и новаторские приемы выдвинули фильм «Последний человек» на одно из первых мест в истории мирового киноискусства. Решением жюри Международной выставки в Брюсселе 1958 года он был включен в число 12 лучших фильмов «всех времен и народов».
Если вы считаете себя поклонником фильмов ужасов, но не видели ни одного фильма Мурнау, то вы ничего не знаете об этом жанре.

Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф, культура, образование.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments