raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Category:

Легенды мирового кинематографа. Дэвид Гриффит

В фильме должно быть начало, середина и конец, - но не обязательно именно в этом порядке. Как и в жизни. Жан-Люк Годар

Кадр из фильма "Рождение нации"

В 1907 году порог американской киностудии «American Mutoscope & Biograph Co» переступил безработный актер в поисках заработка. Кинематограф не казался ему серьезным делом, свой контракт он подписал вымышленным именем Лоренс Гриффит. Роли ему приходилось играть и главные и второстепенный, но на что только не пойдешь ради хоть и не большого, но заработка.

Дэвид Уорк Гриффитс

Летом 1908 года появился тот самый случай, о котором мечтают все – глава фирмы Мак Катчен, сильно простудился снимая «снежную бурю», (в качестве снега использовали опилки). Ставить фильм было некому, и поэтому предложили одному из актеров, им оказался Гриффит. Лоренс согласился не охотно и с условием, что сможет в случае неудачи по-прежнему работать актером. Сценарий в те времена был похож на газетную заметку – краткое описание действия, дополнять или изменять его не полагалось. Сюжет назывался «Приключения Долли». Успеха от этой картины никто не ждал, опытные работники считали, что сценарий был обречен на неудачу.
Сюжет первой режиссерской работы Гриффита: Счастливая семья (мама, папа, дочка Долли) отдыхает на природе, возле реки. Банда цыган предлагает маме купить краденные вещи, пытаются стащить ее кошелек, прибегает отец с кнутом, избивает вора, прогоняет цыган. Вор желая отомстить, похищает Долли, прячет ее в бочку для воды и увозит в фургоне. Когда фургон переезжает реку, бочка падает в воду, течение несет ее к водопаду, но бочка застряла на мели, возле рыбаков. Бочку вытаскивают на берег, открывают, Долли выбирается счастливые папа и мама обнимают дочь!!! В этом довольно примитивном сюжете, тем не менее, были заложены две принципиальные особенности: динамичная фабула (высокая плот-ность событийного ряда) и happy end (спасение в последний момент), ставшие впоследствии каноном голливудского фильма. Длился этот фильм 9 минут.

Афиша "Приключение Долли"

После премьеры с Гриффитом заключают новый контракт, уже как с режиссером. Но до настоящего успеха было еще далеко. Согласно контракту, он должен был выпускать по два фильма в неделю, и поэтому трудился почти без выходных. Он изменил одно из главных условий работы на съемочной площадке – командовал на съемках уже не оператор, а режиссер. Будучи человеком начитанным, Дэвид в поисках сюжетов обращается к романам Диккенса, Мопассана, Толстого, Лондона. Ежедневная работа на съемочной площадке стала для него мощным тренингом. Гриффит тщательно изучал накопленный к тому времени кинематографический опыт, детально продумывал технические и режиссерские приемы, открыл монтаж как творческий процесс. Крупные, дальние, средние планы, съёмка движения, резкие наплывы — все это его заслуга.

Кадр из фильма "Рождение нации"

Изменил Гриффит и принцип актерской игры, и отношение к профессии киноактер. Дело в том, что в те времена профессиональные театральные актеры считали зазорным сниматься в «фильме», считая кинематограф дешёвой забавой. Но Дэвид начинает работать со своими актерами, заставляя их совершенствоваться, репетировать по 10-12 часов, их игра становится более естественной и впечатляющей. В труппе Гриффита начинали свою кинокарьеру многие знаменитости: Мэри Пикфорд, Дороти Гиш, Роберт Харрон и многие другие. Престиж профессии киноактера поднял именно он.

Мэри Пикфорд


Дороти Гиш

Творческий вклад Гриффита в развитие искусства кино определяется четырьмя главными моментами:
• внедрение в кинодраматургию повествовательной, романной конструкции;
• реформа системы актерской игры;
• превращение кинокамеры в активного участника действия;
• параллельный монтаж.
Что же такое параллельный монтаж? Идею одновременного развития нескольких сюжетных линий он позаимствовал из литературы - прежде всего у Диккенса - и научился повествовать изображениями, скачкообразно переходя от одного эпизода к другому. Сюжето сложение в фильмах Гриффита обрело многослойность. События, происходившие в одно и то же время в разных местах, чередовались друг с другом на протяжении всей ленты и пересекались только и финале. Сегодня подобный способ киноповествования является хрестоматийным. Однако Гриффит добивался его внедрения ультимативным путем, так как продюсеры недоуменно возражали против разрушения привычной для тогдашнего зрителя последовательно-линейной драматургии фильма. К 1913 г. Д. У. Гриффит становится взрослым художником со своим собственным творческим методом. Это позволило ему создать первые в мире монументальные экранные произведения - "Рождение нации" (1914) и "Нетерпимость"(1916).

Кадр из фильма "Нетерпимость"
К Гриффитсу пришла мировая слава и он начал подписывать кинокартины своим настоящим именем Дэвид Уорк Гриффитс.
Tags: Ростов-на-Дону, кинематограф, культура, образование.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments