raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Сказка сказок

Ну вот и наступил Новый Год!!!
И наступают долгие дни зимних каникул для взрослых. Появляться немного свободного времени и я предлагаю вам ответ на вопрос: - "Чего бы посмотреть?" Рекомендуемую посмотреть один из шедевров советского кинематографа. Для начала коротенькая справка - "Сказка сказок" Юрия Норштейна - признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. И хотя я не очень люблю американский кинематограф и не очень дорожу мнением их киноакадемиков, но иногда они бывают объективны, и тут именно такой случай. Лента действительно уникальна.

И хотя фильм анимационный, я бы категорически не рекомендовал его к просмотру детям – не для них он снят ( не даром его высоко оценили взрослые дяди а не малые дети), также не подойдет этот фильм для просмотра с бутербродом в одной руке и кружкой чая или пива в другой. Не марайте его бытовухой – к нему не прилипнет, а от вас убудет, потеряете полчаса времени. Этот фильм надо не просто смотреть, его надо чувствовать.

Пересказывать фильм нет смысла – не получится, потому что каждый зритель увидит в нем свое, у каждого за спиной своя жизнь и свои воспоминания, фильм лишь будит их, будоражит скрытые, порой скрываемые странички памяти. Норштейну удалось создать гармонию из музыки и тишины, размытых образов и не всегда понятных символов, намеков и загадок. Картину можно смотреть много раз и каждый раз открывать для себя что-то новое, и сколько бы раз ни смотрел – всех загадок не разгадать, да и надо ли?
Память – это то, что мы хотим помнить, воспоминания – это то, что не дает нам уснуть. «Сказка сказок» - это фильм-воспоминание. Воспоминания редко бывают яркими и кричащими, они размыты и обрывочны, порой мы можем вспомнить только ощущения – вины, обиды, не объяснимой, но мучительной боли. Норштейну удалось это собрать и поделиться с нами. Дом детства, сытая безмятежность младенца у груди матери, всех объединяющий большой стол с чистой белой скатертью и вдруг… ветер, молотки, заколачивающие досками окна – переезд? Вряд ли – ВОЙНА! Незабываемое прощальное танго, эшелоны, летящие треугольники писем, скатерть волной неминуемой беды пролетает над столом, скачки пластинки обрывающие чью-то жизнь, одинокий листок опускающийся на черную гладь воды … жизнь продолжается, пусть не для всех, но продолжается.

Яблоко то под дождем, то на снегу, то в руках у одновременно кормящего на дереве ворон и жующего в одиночестве под деревом мальчика… два пути - по какому пойдет? Гротеском прописанные родители – один безысходностью, другая безразличием решают его судьбу, рождая нового Бонапарта… падение яблока и судьба ребенка тесно переплетаются в одну маленькую трагедию разбитой как бутылка чужой жизни.

Символов и подтекстов так много, что за всем не уследишь, дождь как слеза, огонь как созидатель, времена года как ощущение движения времени, салют, скорее пугающий, чем радующий… всё не случайно и к месту, одно слово – мастерски.
Ну и конечно главный персонаж – волчок, а может его глаза? Всю картину мы видим этими глазами. Персонаж удивительный, наделенный человеческими чертами, повадками, голосом… его отражение в колесе автомобиля, сопереживание одиночеству души в огромном мире, поиски и метания и финал – нашел? или потерял? А как он, сначала отломав отростки картошки, потом ее печет и так вкусно, подув, ест, я и сейчас сглотнул слюну…Именно в его руках-лапах рукопись, хоть и излучающая свет, но не живая –оживает, и именно ему, а не поэту теперь с этим жить… а казалось бы, детская колыбельная.
Не буду рассказывать вам всё, не хочу лишать возможности открыть что-то новое самому, а открытий здесь может быть немало, надо просто взять и посмотреть…. Нет не просто посмотреть – проникнуться, раскрыть душу и впустить в нее этот поток света. Ах да, я еще ничего не сказал о музыке, впрочем, что о ней говорить… ее надо слушать, каждый аккорд, каждый звук и даже тишина в этой картине на своем месте. Смотрите, слушайте, живите.

Вокруг настоящих фильмов, так же как и картин, всегда много легенд, «Сказка сказок» не исключение. Легенда про глаза волчка – Норштейн однажды увидел фотографии едва не утонувшего котенка, вытащенного из воды, один глаз у котенка был тусклым, как бы умершим, другой светился жизнью. Еще одна легенда – фильм не хотели выпускать в таком виде как мы его знаем, предлагали сделать три небольшие, простые и понятные мультфильма про колыбельную, про войну, про поэта, девочку со скакалкой и маму с бельем. Но Норштейн на это не пошел, и картина получилась такой, какой мы ее любим.
Также фильм «Сказка сказок» получил:
I премия на ХIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе, 1980 г.
«Гран-при» на МКФ в Лилле (Франция), 1980 г.
Премия Международной критики (ФИПРЕССИ), 1980 г.
Премия департамента Норд, 1980 г.
Приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), 1980 г.
Диплом католического жюри, 1980 г.
«Гран-при» в Загребе на V МКФ, 1980 г.
I премия на МКФ в Оттаве (Канада), 1980 г.
I премия за лучший мультфильм на II Московском молодежном кинофестивале. Премия зрительского жюри, 1980 г.

Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кино, культура, мультипликация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments