raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Category:

Новогодняя сказка для взрослых



Скоро Новый год — это чувствуется по появившимся в местах пересечения пешеходных путей ёлочным базарам, по дорожным пробкам невиданных размеров, по озабоченным лицам спешащих прохожих, по мишуре, кокетливо добавленной к наряду продавщиц в супермаркетах и бутиках. Да что там говорить — предчувствие праздника разлито в воздухе. А Новый год в нашей стране — праздник, обросший традициями: оливье, мандарины, шампанское…

Но я хочу поговорить о другой традиции, а может, и не традиции вовсе… Может, всему виной моя привычка, о чем бы ни начинать говорить — всё сводить к кино. В общем, я заметил, что последние несколько лет, а может десятков лет, начиная с 31 декабря и вплоть до числа 5 января, взяв в руки пульт дистанционного управления телевизором и начав переключать каналы, рано или поздно обязательно натолкнешься на «Иронию судьбы или С легким паром». Я уверен — нет в России человека, который этот фильм не видел.

Причем я точно помню, что в конце семидесятых и начале восьмидесятых этот фильм под новый год не показывали, глушить им зрителя начали в конце девяностых и с тех пор бьют не переставая. Странная навязчивость, не правда ли?

Нет, я не стану спорить — это не самый плохой фильм. Действие его происходит в новогоднюю ночь. У того же Рязанова я навскидку назову еще два фильма («Карнавальная ночь», и «Зигзаг удачи»), сюжет которых также привязан к этому празднику и которые на фоне современных поделок, типа бесконечных «Ёлок», кажутся чуть ли не шедеврами. Но…

Если задуматься о том, что за историю показывают нам под Новый год, если проанализировать характеры персонажей, то сказка перестает быть романтичной и безобидной. Признаюсь, когда-то и я относился к этому фильму как к веселой любовной истории. Но это прошло, как только меня научили искать ответ на вопрос «Что нам хотел сказать своей лентой режиссер?» Самое удивительное, что режиссер ничего и не скрывает, он говорит об основной идее фильма устами одного из трех главных героев, но об этом позже.

Я не единожды проводил эксперимент: просил друзей, знакомых или просто собеседников сказать, о чем фильм «Ирония судьбы…», и почти все с улыбкой отвечали, что это комедия про то, как мужик из Москвы благодаря друзьям попал в Ленинград и там нашел свою судьбу… Или еще вариант ответа: о счастливых случайностях, меняющих жизнь. Но ведь фильм совсем не об этом, точнее, это сильное упрощение сюжетной линии. Сам режиссер в своих книгах говорит, что картина о вреде стандартизации — в строительстве, в отношениях… Но не лукавит ли он? Попробуем разобраться, что же на самом деле сказал режиссер.



Начнем с характеристики персонажей. Женя Лукашин — главный герой фильма. Возраст — лет 35, живет с мамой, собирается жениться и накануне предложения руки и сердца открывает своей избраннице свою любовную драму о том, что однажды уже хотел жениться, но в последний момент сбежал от любимой в Ленинград. Впрочем, это еще не разбор характера, а, скорее, прорисовка сюжетной линии. А теперь анализируем характер. Старый холостяк, живущий с мамой, — это тяжелый случай, на эту тему психологи могут говорить часами. И Женя — не исключение. За него в фильме всё решают другие. Невеста Галя решает, что Новый год они встречают вместе и уговаривает маму уйти в гости, причем шантажирует нашего героя наличием какого-то Олега. Друзья решают, что врач не может не выпить за здоровье и спаивают его, потом они же отправляют Лукашина в Ленинград… Наш герой не способен ничего решить сам. Даже за свою вспыхнувшую любовь он не борется (ведь нельзя же назвать борьбой вышвыривание фотографии соперника в окно), и если бы Надя не приехала в Москву, то финал у фильма мог бы быть совсем другим.

Про Галю говорить нет смысла, ее в фильме очень мало, и вряд ли мы можем сказать про нее что-то существенное, кроме того, что она, в отличие от Жени, точно знает, чего хочет и как этого добиться, продумывает и просчитывает все наперед, и лишь случайность мешает ей осуществить свой план.

Надя — ровесница Жени, школьная учительница, вполне симпатичная, можно даже сказать, красивая. В то, что у нее один единственный и такой незавидный жених, верится не очень. Что можно сказать о ее характере — неамбициозна, добра, одинока, ищет крепкую мужскую спину, чтобы спрятаться за ней от превратностей судьбы.

Ипполит, видимо, самый старший из троицы главных героев — взрослый, уверенный в себе мужчина, привыкший командовать. Он рассудителен, даже слишком, ревнив и подозрителен, хотя и ситуация такова, что даже столб воспылал бы от ревности. Именно он произносит, на мой взгляд, самую важную фразу в фильме, о которой мы еще поговорим.

Коротко охарактеризовали героев, а теперь попытаемся разобраться с их поступками. Первый вопрос, который хочется задать, — это о любви. Любит ли Женя Галю? Думаю, нет — ни огня в глазах нет, ни уверенности в словах. Характерно, что Галя сама делает себе предложение от имени Жени. Любит ли Галя Женю? Вряд ли — я прочитал в ее словах и поступках лишь желание выйти замуж любой ценой. Кстати, именно в этом желании она обвиняет Надю во время короткого телефонного разговора — так сказать, осуществляет проекцию. Любит ли Надя Ипполита? Тоже не верю в ее чувства — слишком легко отказалась, а значит, не любила. А Ипполит — Надю? И здесь любви нет. Ревность есть, а чувств нет — слишком холоден он. Как видим, пока любви нами замечено не было.

Ах да, самая главная пара: Женя — Надя. Счастливый случай свел их вместе (вот оно — новогоднее чудо!), и они полюбили… В какой момент это произошло? Может, после первого поцелуя, инициатором которого опять-таки был не мужик (опять все решили за него)? Или чувства нагрянули во время исполнения песен? А может, во время постоянных приходов-уходов из квартиры? Точный момент я не назову — чувство, вроде как однажды вспыхнув, усиливаются на протяжении всего фильма. Но опять-таки инициатива в этих зарождающихся чувствах на стороне Нади: она и останавливает Лукашина, когда тот в очередной раз хочет уйти, и совершает обдуманный поступок, прилетая в Москву. За нашего героя всё решают женщины! Верю ли я в стремительно развивающуюся любовь? А вот тут мы и вспомним фразу, произнесенную Ипполитом: «За такое короткое время чувства разрушить можно, а вот построить новые нельзя…». И я думаю, режиссер ее в фильм включил не зря.

Итак, о чем же фильм? О мужчине, который всю жизнь и весь фильм позволяет другим всё за себя решать. Этакий великовозрастный инфантил. Нам показывают Женю Лукашина каждый год — показывают настойчиво и упорно, начиная с конца девяностых годов. Нас приучают, что быть таким — это норма.

Мы все любим и этот фильм, и этого героя, но хотим ли мы быть такими? А вот это уже вопрос другой — вопрос, который задавать не надо. Смейтесь, веселитесь, ходите в баню, позволяйте за себя всё решать другим — маме, любимой женщине, правительству… Не надо рефлексировать, надо жить! Нас программируют? К чему-то готовят? Не знаю, но точно знаю, что меньше чем через неделю Женя Лукашин будет смотреть на нас со всех экранов телевизоров.
Tags: Новый Год, Ростов, кино, культура, праздник, сказка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments