raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Category:

Персонифицированное финансирование дополнительного образования в ХМАО

Оригинал взят у solaris_x86 в Персонифицированное финансирование дополнительного образования в ХМАО
В последнее время органами региональной власти прилагаются значительные усилия для того, чтобы разъяснить родительскому сообществу пользу предлагаемых нововведений в дополнительном образовании — т.н. персональных сертификатов, позволяющих, по мнению чиновников, значительно расширить круг доступных образовательных программ и организаций.
Зачем нужны эти сертификаты и как они будут работать в реальности, мы попытаемся разобраться самостоятельно.

Итак, с принятием в 2012 году нового федерального закона «Об образовании», для финансирования образовательных учреждений было введено так называемое «подушевое финансирование», отталкивающееся, прежде всего, от числа учеников в данном учебном заведении, по принципу, чем конкурентноспособнее учреждение — тем больше будут в него стремится, тем больше оно сможет привлечь учеников, а стало быть, тем больше оно сможет получать бюджетных средств.

По мнению аналитиков института образования НИУ «ВШЭ» - локомотива всех либеральных реформ в нашей стране - такой подход предполагает, «что качество образования и работы учителей и общеобразовательных учреждений, с одной стороны, становится основой экономического механизма школы, с другой — выступает как конечная цель этой работы, для достижения которой выделяется финансовое стимулирование».

Все это в полной мере нужно отнести и к организации дополнительного образования детей — с той лишь разницей, что в отличие от общего — бесплатное получение дополнительного образования законом «Об образовании» не гарантируется.

Согласно того же закона «Об образовании», на сегодняшний день обеспечение гарантий реализации прав на получение общего и дополнительного образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе существует государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2016-2020 г.г.», принятая 09 октября 2013 года постановлением Правительства ХМАО №413-п. Именно ей предусмотрены расходы на реализацию в округе программ дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

Кроме того, каждый муниципалитет имеет свою программу развития образования. В Ханты-Мансийске, например, она принята постановлением Администрации города 5 ноября 2013 года №1421.

В контексте дополнительного образования обе программы отталкиваются от поставленной Президентом В.В. Путиным, в мае 2012 года, задачи «увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов». Так, в главе II раздела III программы развития образования ХМАО прямо указано, что к 2020 году необходимо повысить охват образовательными услугами с имеющихся 64,9% до 75% детей от 5 до 18 лет ). Однако, если для округа в целом этот показатель еще только в планах, то в городе Ханты-Мансийск показатель охвата дополнительным образованием по данным городской программы развития образования уже составляет 92,8%. Результат, несомненно отличный! Возникает резонный вопрос — так чего же еще менять?

Обе программы дают однозначный ответ на этот вопрос — и в городе и в округе, по мнению государевых мужей, «недостаточно развиты направления технического творчества, робототехники, моделирования». Кроме того, по мнению окружных чиновников, «необходимо расширить спектр дополнительных общеобразовательных программ», дабы он отвечал «тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий». «Инфраструктура современного дополнительного образования детей», - констатируют они далее, «отстает от современных требований, система дополнительного образования детей испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях».

С этим вполне можно согласиться — даже официальная «Российская газета» пишет о 800 тыс.(!) дефиците инженерного состава на сегодняшний день. Что ж, если задача на уровне государства ставится именно так, то, имея целый штат чиновников от образования, нет проблем сформулировать конкретные задачи — сколько и какие кружки нужны, чтобы повысить число направлений технического творчества, подсчитать, что для этого нужно приобрести, на базе каких существующих учреждений их можно создать, продумать систему мер для поднятия престижа технических направлений. Но отчего же правительство округа идет совсем другим — окольным и малопрозрачным, путем?

Так, в части 2.2 раздела II (введенного в государственную программу развития образования 11.11.2016 года постановлением №447-п) эти задачи авторы программы предлагают решать путем привлечения к реализации программ дополнительного образования негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для чего в округе, в соответствии с концепцией дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р и при помощи «Агентства стратегических инициатив» внедряется проект «Новая модель системы дополнительного образования детей». По мнению чиновников, этот проект, высокопарно называемый «стратегической инициативой» поможет в создании сети детских технопарков «Кванториум», в которых будут реализовываться «образовательные программы технической и инженерной направленности (EnergyNet (распределенная энергетика); SafeNet (новые персональные системы безопасности); HealthNet (персональная медицина); AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов); AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя); NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики), 3D ИТ; Космо; Робо; Дополненная и виртуальная реальность».

Более того, согласно перечню мероприятий развития сети детских технопарков, уже к концу 2016 года должна была быть не только разработана и утверждена бизнес-концепция кванториумов, для включения в работу с технопарками негосударственного сектора, но и заключены соглашения о взаимодействии с предприятиями, приняты программы реализации дополнительного образования на базе «Кванториумов» негосударственными организациями. В реальности же на сегодняшний момент в ХМАО имеются лишь три технопарка — два из них полностью государственные, функционирующие на базе «Регионального молодежного центра», а третий, открытый 1 ноября 2016 года в Югорске — на базе учебно-производственного центра «Газпром-трансгаз». Причем ни один из них так и не реализует полностью заявленного выше перечня образовательных программ.

С другой стороны — совершенно понятно, что далеко не каждый предприниматель отважится вкладывать деньги в сложное и дорогостоящее оборудование (которое кстати большей частью выпускается не в России), чтобы потом за несколько лет (может быть) окупить свои вложения, находясь под пристальным оком различных государевых служб.

И хотя все та же программа развития образования предлагает для решения этой проблемы систему сертификации — но в реальности совершенно ясно — ни один мелкий предприниматель не будет вкладывать деньги в подобные проекты. Потому что дорого и трудно. К слову, даже в окружной программе развития образования признается (приложение 19), что к 2020 году мы должны иметь аж 136,4 негосударственных организаций или индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (вместо 11 на 2015 год). При этом, удельный вес детей, обучающихся по сертификатам в таких негосударственных организациях к 2020 году должен составлять «целых» 2,3%. А доля детей, которые будут участвовать в системе персонифицированного финансирования составит к 2020 году 25%.

Но позвольте, каким образом эти 2,3% процента детей смогут обеспечить решение проблемы недостаточного развития технического творчества? И откуда взялась уверенность в том, что 25% детей, получающих услугу дополнительного образования по сертификатам будут заниматься робототехникой и моделированием? Откуда вообще уверенность в том, что предприниматели будут открывать именно технические кружки?

В реальности коммерческий интерес у предпринимателей, занимающихся дополнительным образованием, сегодня главным образом концентрируется на работе по устранению речевых дефектов и на работе по обучению иностранным языкам. И то, последнее актуально только лишь потому, что школа сегодня не учит, а оказывает услугу по предоставлению материала — без всякого реального интереса о степени его усвоения. Ибо никуда не денешься - в муниципальном задании у каждой школы прописана доля успешно закончивших учебный год.

Таким образом, под пафосные разговоры о различных «SafeNet», «AeroNet», «EnergyNet» и утверждения о том, что нам нужно «максимально удовлетворять интересы детей и развивать инновационный потенциал общества» тратятся средства на реализацию проектов, в лучшем случае напоминающих, пусть технически более продвинутые (и то - вопрос!), но все те же кружки привычной нам «Станции юных техников», которая, кстати, в самом Ханты-Мансийске ныне передана «Межшкольному учебному комбинату».

Так в чем же суть этой «Новой модели системы дополнительного образования детей»? Ведь совершенно понятно, что не так решаются задачи популяризации технического творчества. Следовательно, истинная задача этой модели — адаптировать систему дополнительного образования к рыночным «эффективным» условиям. Немудрено поэтому, что в своих выступлениях по поводу дополнительного образования чиновники словно мантру читают о том, что «государство не обязано обеспечивать граждан бесплатным дополнительным образованием»

А между тем, только окружная программа развития образования (Таблица 2, раздел 2.2) планирует потратить более чем 400 млн.руб. на «развитие управленческих и организационно-экономических механизмов, обновление содержания дополнительного образования детей и организация летнего отдыха» с 2016 по 2020 г. Плюс аналогичные траты есть в программе каждого муниципалитета. Для Ханты-Мансийска это например более 300 млн. руб. Сколько из этих миллионов будет потрачено на собственно дополнительное образование, а сколько на «развитие управленческих механизмов» под «чутким» руководством «Агентства стратегических инициатив» сказать трудно. Вопрос заключается в том — кто ответит, если эти «механизмы» так и не заработают?

А пока что налицо абсолютное противоречие между стратегическими задачами страны и тем, как решение этих задач реализуется на практике.


Tags: Ростов-на-Дону, воспитание, культура, образование, общество., педагогика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments