raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Categories:

Чьим прообразом является Прометей?

Оригинал взят у v_cccp в Чьим прообразом является Прометей?
Художник Елена Самарина, 15 лет. Прометей дарит огонь людям.

Для ответа на вопрос, поставленный в заголовок этой статьи, автору представляется полезным выделить среди многих подходов при работе с источниками два: механически-текстуальный и смыслово-контекстуальный. Первый необходим для формального подкрепления выбранной позиции, а второй – для попытки добросовестного понимания поставленной проблемы.

Под механически-текстуальным подходом автор понимает выбор из текстов источников тех цитат, которые подкрепляют позицию, выбранную человеком до того, как он начал работу с источниками. Позиция выбирается на основе каких-то других критериев (они могут быть любыми – объективными, субъективными, порой даже неосознанными, но они не формируются на основе восприятия источников в полноте их внутренних и внешних контекстуальных связей).

Под смыслово-контекстуальным подходом автор понимает восприятие источников в полноте их внутренних и внешних контекстуальных связей. Проще говоря, если мы видим в источнике слово «огонь», то мы не вырываем его из контекста, а смотрим, кто, когда, в какой ситуации и с какой целью произнёс или написал это слово, могущее быть чем угодно от команды открыть стрельбу до радостного возгласа заблудившегося в темноте человека.

Воспользуемся этими двумя подходами и рассмотрим две диаметрально противоположные точки зрения на образ Прометея, бытующие среди представителей Русской Православной Церкви. Эти точки зрения основаны на мифе о Прометее и на Священном писании.

Первая точка зрения: Прометей – бунтовщик против начальства (Зевса), к тому же - вор (украл огонь), распространитель краденого (отдал огонь людям), развратитель (так как люди употребили его добычу во зло). Его за все эти художества наказали – так ему и надо - по вору и мука.
Дирк ван Бабюрен. Вулкан, сковывающий цепями Прометея. (1623, Амстердам, Рейксмузеум)

В Ветхом Завете тем же самым занимался Люцифер, взбунтовавшийся против Бога-Творца, соблазнивший Еву с Адамом на несанкционированное присвоение и усвоение плодов Древа Познания, ввергший через это род человеческий в нескончаемые беды.
К тому же, в апостольских посланиях Нового Завета есть неоднократные указания на то, что христианам следует повиноваться властям. И главное, сам Христос Спаситель велел «отдавать кесарю кесарево, а Богу – Богово».

Ответ на вопрос становится ясен: Прометей – это прообраз Сатаны, Антихриста.

Вторая точка зрения: Вспомним, что Зевс завоевал власть на Олимпе в результате победы над титанами и убийства своего отца Хроноса, пожиравшего своих новорожденных детей. Прометей – один из титанов, поэтому он, как минимум, не ниже Зевса. Огонь, похищенный Прометеем не абы какой, для запала любого костерка, а священный огонь из Пританы на Олимпе, дающий вновь зажигаемому этим огнём очагу родовую преемственность.
Дулько Николай. Прометей

Христос, вочеловечившись, претерпев крестную муку и воскреснув, через страдание и воскресение восстановил связь между Отцом Небесным и верующими во Христа, их Богосыновство.

Прометей принёс людям огонь разумного познания и духовного горения.

Христос говорит о Себе как о Свете, Пути, Двери в жизнь вечную. Он говорит: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен я креститься; и как я томлюсь, пока сие совершится!», разумея огонь божественной любви, который воспламенит сердца верующих. А верующими, согласно заповеди апостолам идти и научить все народы, могут стать все люди без различия.
Прометей за свою любовь к людям был подвергнут тяжкому наказанию быть
прикованным к скале и пытаемым орлом, клюющим его печень. За любовь, явленную не в обоюдных услугах типа «ты мне –  яблоко Мисс Олимп, а я тебе –  Елену Прекрасную», или единовременной помощи по причине симпатии к герою, а в кардинальном изменении их жизни, освящённой и просвещённой огнём с Олимпа.

                                    Ж.К.Ороско. Прометей. 1930

Христос добровольно отдал себя на распятие, чтобы в стаданиях, смерти и воскресении своего человеческого естества восстановить отпавшее от Бога человечество, а по всеобщем воскресении и преобразить его в первозданную неповреждённость.

И человеколюбивый поступок Прометея, и великая тайна (не в смысле «секрет», а в смысле невозможности охватить и понять это человеческим умом) вочеловечения, страдания, воскресения и вознесения во плоти на небо Богочеловека Иисуса Христа, второго лица Троицы единосущной и нераздельной, имеют один и тот же мотив – ценность человека по причине огромного потенциала, заложенного в него любящим Творцом.

Таким образом, смыслово-контекстуальный подход приводит нас к выводу, что Прометей – это прообраз Христа.

У человека неверующего, для которого что миф, что Библия – всё едино, просто сказки, может возникнуть вопрос: «Да какая разница, как одна сказка коррелирует с другой?»

У человека верующего может возникнуть вопрос: «Да как вообще можно сравнивать священное писание с каким-то языческим мифом?»

Ответу на эти вопросы будет посвящена следующая статья.

Tags: Ростов-на-Дону, история, культура, образование, общество., смыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments