raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Нюрнбергский процесс. Стенли Крамер 1961

Оригинал взят у stepan_pisahov в Нюрнбергский процесс. Стенли Крамер 1961


Кинолента Стенли Крамера в целом посвящена той же теме, как и фильм Иштвана Сабо: попытка разобраться, что же такое фашизм и как он мог появиться в Германии.

В фильме чувствуется восхищение американского провинциала (судья сам себя так называет) перед огромностью пласта немецкой культуры, её привлекательностью и глубиной. Суровому американцу трудно понять как мог появиться фашизм в такой стране как Германия.

Лента показывает прямо видимое разделение жизни на две части: одна - мирная, веселая, местами фривольная обывательская жизнь течёт на улицах, в трактирах, в филармониях; а другая - темная и страшная, разбирается в зале суда. Это как будто две параллельные жизни, никак не могущие друг с другом соприкасаться. И всё же...

Адвокат сначала говорит о том, что некая кучка сумасшедших захватила власть в Германии и вся вина лежит на них, однако, это не объясняет почему столько много достойных людей пошло к ним на поклон и не удовлетворяет суд. Тогда адвокат поднимает вопрос о цене: можно ли пожертвовать отсталой частью общества для достижения величия Германии? Вопрос о стерилизации и "расовой гигиене" обсуждался не только немцами, а потому осуждение этого вопроса не вызвало острого неприятия аудитории. Когда же у адвоката не получается оправдать подсудимых судей, он распространяет ответственность за фашизм на весь мир - досталось больше всего России (естественно), но упомянуты и американцы, сотрудничавшие с Гитлером.

Однако, пафос фильма в том, что даже провинциального судью захолустного штата не сбить с разъяснения существа дела, если он соединен с духом справедливости и занят поиском истины. Его вердикт однозначен: фашизм начался тогда, когда судья осудил заведомо невиновного. Если судья допустил возможность отчуждения себя от духа справедливости, он становится прислужником режима. И это только первый шаг: дальше отчуждение только нарастает.



Что говорит интеллектуал, эксперт права и министр юстиции Эрнст Яннинг - "Мы не знали всего этого, потому что не хотели знать"! Отчуждение нарастает со страшной скоростью и там, где оно достигает апогея, фашизм берет над человеком полную власть.

Не зря такой крупный немецкий(!) интеллектуал как Карл Маркс впервые заговорил о необходимости преодоления отчуждения человека от его природы, родовой сущности. Вне этого преодоления человечество не имеет будущего и его ждет страшные последствия, и фашизм одно из них.

Финал фильма удручающий: по достоинству оценил поступок судьи лишь осужденный преступник. Американская политика поспешила предаться преследованию собственных интересов. Единственный человек, который сохранил связь с духом истории, уходит в небытие, а США заняты реабилитацией фашистских преступников для получения удобного инструмента в борьбе с Советским Союзом. Последствия этой политики мы уже можем видеть невооруженным глазом на Украине.


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments