raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

СКУКА - ПОТЕРЯННОЕ У ЖИЗНИ ВРЕМЯ

Оригинал взят у tatyana_b_sv в СКУКА - ПОТЕРЯННОЕ У ЖИЗНИ ВРЕМЯ
(без названия)

Кто сказал, что то, что человеку ПРИЯТНО - ПОЛЕЗНО для него? После перестройки в обществе стали потихоньку изменять наши традиционные ценности, представление о счастье, смыслы жизни. Счастье заменили УСПЕХОМ, который определялся карьерным ростом, количеством имеющихся денег, женой-манекенщицей, количеством стран, по которым вам удалось промчаться, не оглядываясь. Сюда можно добавить количество вашей недвижимой и движимой собственности.

Но главное - смыслом счастливой жизни стали считать ВОЗМОЖНОСТЬ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, лежать и наслаждаться, чем - это уже не важно: женщинами, боулингом, футболом, пляжами в Тихом и не очень океане, и есть, есть , не наедаясь, перепробовав всех жуков заморских и тараканов, крокодилов и черепах, акул и электрических скатов, змей и гадюк - кому что нравится.

Вот подумайте сами, кто у нас лежит и ничего не делает? - Больной человек в преклонном возрасте в больнице, когда он не может сам себя даже обслужить. А для нас вдруг такой образ жизни - лежи и наслаждайся бездельем - сделали приоритетным СЧАСТЬЕМ, странно да?

Приятно, конечно, погреться на песочке в отпуске, но всю жизнь ничего не делать - это уж слишком! А я встречала и встречаю много молодежи, которая сидит и ничего не делает, или тыкает телефон бесконечно в нервном возбуждении, многие не работают и не хотят искать работу, тусуются с друзьями и говорят ни о чем. А как же учеба, работа, семья ? От семьи тоже отказываются - гражданский безответственный то ли брак, то ли не брак? Главное - НАСЛАЖДАЙСЯ БЕЗДЕЛЬЕМ и собой любимым, и делай то, что в голову тебе взбредет - вот он смысл жизни!

Ну ладно, свалилось кому-то такое "счастье" на голову, все есть( от папы с мамой), наслаждается с утра до вечера, но как-то со временем не так весело, как было раньше. И потихоньку наползает такая тоска, что улыбаться перестаешь, никакие аттракционы и красавицы не радуют, увеличиваешь количество красавиц - не спасает, тоска и все.

А может пусть себе живет грустный человек, он же живет, свои основные потребности биологические и сексуальные удовлетворяет - ЧТО ЕМУ ЕЩЕ НАДО?

тоска5.jpg

Оказывается страсти, коренящиеся в характере, это биосоциальные категории, они обладают ТАКОЙ ЖЕ СИЛОЙ, как и инстинкты. Они составляют основную заинтересованность жизнью, (способность радоваться, печалиться, восхищаться), они являются основой литературных произведений, из страстей возникают большие мечты и цели жизни, они являются основой жизни, ради чего стоит жить. Интенсивность страстей коренится не только в физических потребностях организма, а в ПОТРЕБНОСТЬ целостного организма жить и РАЗВИВАТЬСЯ ДУХОВНО.

Не буду приводить примеры трагедий из-за неудовлетворенной любовной страсти, жажды власти, мести и т.п. По-моему, именно эти страсти, а не инстинкты, делают жизнь человека наполненной, полноценной, они не относятся к разряду роскоши. Французский философ Гольфбах говорил:" Человек, ЛИШЕННЫЙ ЖЕЛАНИЙ и страстей, ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ".

(без названия)

Эрих Фромм писал:"Человеческие страсти превращают человека из маленького, незаметного существа в ГЕРОЯ, в существо, которое вопреки всем преградам пытается придать смысл собственной жизни. Он хочет быть ТВОРЦОМ самого СЕБЯ, хочет превратить свое неполноценное бытие в полноценное, осмысленное и целеустремленное, позволяющее ему в максимальной мере достигнуть целостности своей личности"( стр. 36 "Анатомия человеческой деструктивности", Москва, 2017г.)

Мне очень нравится стихотворение Ивана Крылова "Скука", как точно оно отражает переливающиеся чувства человека, охваченного скукой.

Без шороха и стука, не грея, не горя,
В мир тихо входит скука, и дни проходят зря,
Не хочется работать, и даже – пить и есть,
Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь,

Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном,
Бессильны тут наука, и медицинский дом,
И не помогут грубых, материй радости,
Всё меньше это любо, все хуже, гадостней,

И душу рвёт на части, так ей нехорошо,
В ней буря и ненастье, в ней все разрушено,
Она горит ужасным и ледяным дождём,
Её удел – несчастье, в отчаянье глухом,

И рвётся крик наружу, звериный, злобный рык,
Он смерти лютой хуже, палач, злодей, мясник,
Он злобно рвёт и мечет, все руша на пути,
Он – грязь, он зло и нечисть, он дьявол воплоти,

Он жаждет жадно крови, он льёт её и пьёт,
И только лишь любови, боится сей урод,
Пред ней он вмиг отступит, и скроется во тьме,
До мига когда скука, вновь будет на Земле…

Сегодня под эффективностью понимают деятельность, которая приносит успех. Эффективность в переводе с латинского ex-facere - делать, это значит что-то совершать, осуществлять, выполнять, быть способным к действию. Дееспособность - это означает, что человек активен и не только на него влияют, но и он влияет на других, а значит существует.

Ж.Пиаже, изучая детскую игру, указывал, что существенным мотивом в детской игре является РАДОСТЬ от осуществления каких-либо действий.

Взрослые также стремятся доказать самим себе, что они СПОСОБНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЙСТВИЯ. Одна моя знакомая, находясь в депрессии, говорила: "Глазами бы все переделала, а сил нет даже встать". Всем известно радостное чувство, когда вам улыбается любимый человек, когда ты способен возбудить интерес и добиться взаимного чувства. Потребность в действии также выражается в межличностных отношениях, в отношении к природе, животным и даже идеям. Человек чувствует в себе способность вызывать любовь или, наоборот, ужас. В материальном мире люди стремятся строить что-то или разрушать. Возьмите ИГИЛ - зачем им потребовалось разрушать Пальмиру, которая стояла 3 тысячи лет?

Хоть перечисленные потребности альтернативные, но все они возникают из экзистенциальной потребности действовать. Если говорить о депрессии и скуке, то ничего нет страшнее муки человека, обреченного на бездействие( именно поэтому в тюрьмах считается радостью ходить на какую-либо работу). Убегая от скуки, человек готов испробовать любые средства - от бесконечной работы, гонки на автомобилях с бешеной скоростью, жестокости.

Тут читала интервью участника АТО, который пошел воевать ради драйва и ощущения бесконечной власти над населением. Когда он видел смертельный страх на лице жертвы, то он проходил все эмоциональные состояния до наслаждения их страданием.

Все эти жуткие игры "Синие киты", склоняющие подростков к суициду, по всей видимости, направлены на использование несчастных людей в качестве террористов, были такие случаи. Дело в том, что человек, готовый к смерти, который уже ничего не боится, заряжен страшной агрессией на весь белый свет, вот и возникают такие Брейвики с массовыми убийствами. Если эта агрессия не направлена на себя, то она выливается на окружающих.

Может поэтому нам с 1990-х гг. внушают -"Лежи и наслаждайся, ешь и наслаждайся", только ничего не делай, чтобы потом озвереть и пойти крушить все вокруг в стране. Вот пример, совсем недавно у нас в Ивантеевской школе старшеклассник чуть не убил учительницу и стрелял по одноклассникам.

Психологи говорят, что мотивом убийств является не ненависть, а страшное чувство СКУКИ, потребность увидеть хоть какие-то необычные ситуации, проявить себя, произвести впечатление, чтобы ПРЕРВАТЬ МОНОТОННОСТЬ повседневной жизни, почувствовать, что ты существуешь. Один подросток рассказывал, как он по ночам приманивал собак и убивал их ножом "для развлечения".

Ученые доказали, что у человека существует ПОТРЕБНОСТЬ в стимуляции и ВОЗБУЖДЕНИИ. Оказывается у новорожденных двух недель жизни взгляд задерживался на более сложных предметах, чем на простых. У людей, помещенных в закрытой комнате, изолированных от внешних раздражителей, возникали нарушения восприятия, беспокойство и через несколько часов они отказывались от эксперимента.
Мне, городскому жителю, через неделю в деревне начинает не хватать городского шума, ритма города, людей, их разговоров, движущегося транспорта и т.п.

Люди нуждаются в разных способах возбуждения: одним нужны пожары, убийства, катастрофы, секс , а другим - творческий труд и любовь.

При грозящей опасности, голоде, холоде человек реагирует почти автоматически , не задумываясь, иногда и при сексе тоже, не воодушевляется, не проявляет сам активности - это ПРОСТЫЕ возбуждения.

Есть и другие способы возбуждения, которые заставляют ТРЕПЕТАТЬ, ВДОХНОВЛЯЮТ человека - они определяются как СЛОЖНЫЕ. Встреча с любимой, интересная книга, концерт, картина, пейзаж - они вызывают у человека СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Мы активно интересуемся своим "объектом", находим в нем все новые грани, мысли, сами начинаем меняться под его воздействием . Мы творчески РАЗВИВАЕМСЯ, проявляя свою активность. Любимую книгу можно читать всю жизнь, любимой женщиной можно любоваться бесконечно.

ПРОСТЫЕ стимулы, раздражители при частом повторении перестают возбуждать, так как мозг, в целях экономии энергии, перестает их воспринимать как важные("привычка свыше нам дана - замена счастью она"). Именно этим отличается влюбленность от любви. У меня на курсе училась очень красивая девушка, но больше ничем не выделялась, спокойная, скучная и мы про ее красоту забыли через месяц - привыкли к внешнему простому раздражителю. А другой однокурсник менял девушек, менял, но счастья на его лице никто не видел , а как-то он сказал, что хочется СЛОЖНОСТИ.

Чтобы простой стимул действовал долго, то нужно вводить элемент новизны, менять интенсивность воздействия. Есть некоторые семьи, которые держатся на постоянных скандалах - это вносит в их скучную жизнь некоторую новизну, поэтому они не разводятся.

Например, любопытные психологи определили, что каждая новая вещь, с увеличением их количества, все меньше ВРЕМЕНИ РАДУЕТ. Именно поэтому хождение по магазинам радует не долго. А потребительское общество и рассчитано на простые стимулы, на эскалацию покупок для опустошения наших кошельков, для превращение людей в "белок", бегающих в колесе, и все только для удовлетворения ненасытных потребностей капиталистического монстра.

СЛОЖНЫЕ, вдохновляющие стимулы никогда не остаются теми же самыми, они меняются потому что они творческие, поэтому любимым ребенком можно любоваться всегда, любимую книгу можно читать всю жизнь и находить в ней все новые, и новые мысли. Сложных стимулов никогда не бывает слишком много, они никогда НЕ ВЫЗЫВАЮТ чувство ПРЕСЫЩЕНИЯ. Если простой стимул, то человек испытывает чувство желания, удовлетворения, избавления и потом ему уже ничего не надо.

Если человек при обучении проникает в глубь явлений, к причинам, к фактам - то такой вид обучения вдохновляет учащихся и ведет к внутреннему росту. И все происходит наоборот при зубрежке, при примитивном заучивании информации теряется интерес к учебе и явлениям.
Раньше, в советских школах учили ПОНИМАНИЮ, учили думать и проникать в суть вещей, а теперь требуется только ЗАПОМИНАНИЮ, чтобы пройти успешно экзамен, отсюда и потеря интереса к учебе.

Такие эмоции как гнев, жестокость, бешенство, стремление к разрушению вызывают большее волнение, чем любой другой творческий интерес и любовь. Первый вид эмоций не требует от человека концентрации усилий, ни дисцисплины, никаких самоограничений - он характерен для людей с НИЗКИМ духовным развитием. Именно такие эмоции будит реклама в телезрителях на многих каналах. А поскольку такие эмоции не затрагивают личность в целом с ее разумом, переживаниями, воображением, то СКУКА никуда не уходит, человек как-будто спит.

Обществу необходимо создавать ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ настроения и ЛЮБВИ К ЖИЗНИ, прекратить выливать с экранов ТВ на людей потоки убийств, крови и насилия, которое вызывает ответную реакцию агрессии.

Только подъем КУЛЬТУРНОГО уровня людей позволит РАЗВИТЬ утонченное, вдохновляющее, творческое восприятие жизни, помогающее ЗАБЫТЬ СКУКУ и уйти от потребительского общества.


Tags: Ростов-на-Дону, культура, образование, общество., смыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments