raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Мнения сторон. Иштван Сабо, 2001 год

Оригинал взят у stepan_pisahov в Мнения сторон. Иштван Сабо, 2001 год


Венгерский режиссер Иштван Сабо снял фильм, к которому можно отнестись очень по-разному.
Процесс денацификации над культовым дирижером Вильгельмом Фуртвенглером завершился его оправданием. Ушёл ли он от правосудия? Или его искусство искупает вину? На чьей стороне правда? Можно ли ответить однозначно?

Обвиняющая сторона, майор Арнольд от американских оккупационных властей задает деятелю культуры прямые неудобные вопросы, на которые он с трудом подыскивает ответы. Явно высвечен конфликт между простотой американской поп-культурой и высокой культурой Германии. В своей простоте майор чувствует, что документальные кадры бульдозера, зарывающего горы трупов в лагерях смерти, как-то связаны со знаменитым дирижером, но не может ничего доказать. А потому в процессе допроса всё больше и больше скатывается в низость, а потому окончательно проигрывает культурную войну, а затем и судебный процесс. Симпатии молодежи, наблюдающей за допросом, всё больше склоняются на сторону дирижера. Даже дочь казненного полковника Иоахима Штраубе говорит, что отец не поднял бы мятеж, если бы Гитлер не стал проигрывать войну, то есть фактически встала на позицию оправдания фашизма.

В этом фильме прежний гуманизм, которому очевидны простые вещи о ценности жизни, проиграл изощренности зла, потому что сам был отчужден от высокой культуры. Вильгельм Фуртвенглер предрекает, что отсутствие культуры приведет к тому, что жизнь станет хуже, чем при фашистском режиме. В этом он прав - американская масс-культура, а вернее антикультура, привела общества потребления в полное скотство.

С другой стороны майор прав, что всё общество знало, что происходит в Германии, может не знало масштабы и подробности, но для всех было очевидно, зачем нужно спасать евреев. На мой взгляд, тут следует рассмотреть применительно к ситуации два слова: это "отчуждение" и "сделка".

Как утверждал Томас Манн, демократия - это готовность духа к политике. Сумрачный германский гений, обитающий в её культуре, отказался от борьбы, от демократии в пользу диктатуры. Дирижер яростно утверждает право культуры быть отделенной от политики, существовании её в области, откуда она сможет возвысить и просветлить человека. Но здесь он ошибся, евангелие от Матфея (7:6) говорит: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". Служа палачам, человек культуры не просветляет их, а вдохновляет на новые палаческие подвиги.

Мало того, зная об убийствах и убийцах, но стремясь заглушить стоны терзаемых, дирижер идет на сделку со своей совестью: для обретения душевного покоя он помогает каждому, кто к нему обратился, но оставаясь на месте всеобщего любимца нацистов третьего Рейха. Отчуждая себя от политики и заглушая голос совести, дирижер закрывает для себя путь к человеческому переживанию трагедии, к здоровой реакции неприятия фашизма. А потому они оба, и майор, и дирижер, проигрывают будущее, следующее поколение в результате не поняло ради чего велась война против фашизма.



Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments