raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

День Знаний. 2017.

Оригинал взят у ebrk в День Знаний. 2017.


1 сентября 2017 года школы встречали традиционными торжественными линейками. В этом году я побывал на линейке в одной из крупных Брянских школ.

Была видна живая любовь к детям. Как ждали и как были торжественно рады ученикам учителя. Праздник собрал все поколения: от бабушек и дедушек до малышей, которых папы сажали на плечи чтобы показать им линейку. Встречались на линейке жители многоэтажек, которые в обычной жизни изредка перебрасываются парой слов по дороге на работу. Людей собрал вместе высокий смысл – любовь к детям. А высокий объединяющий смысл в современной жизни встречается редко и поэтому такие встречи драгоценны.

Был и мёртвый официоз с восхвалением властей. У Школы особый счёт к постсоветской власти, которая в своих попытках превратить Школу в рынок её почти доконала. Отдельные бессовестные чиновники на голубом глазу говорили, что творчество — не для наших детей, что они хотят делать из наших детей потребителей. Они очень многое поломали — современный ребёнок почти лишен шанса стать Человеком Культурным. И, мне кажется, дорогие учителя с внушающим уважение стажем, кому как ни вам это чувствовать?

Например, что чувствует русский учитель, который соединяет своих учеников с высокой культурой, когда его дети разыгрывают на День знаний сценку из «Стиляг» в роли «чуваков»? Чувак («человек, уважающий американскую культуру») по фильму преклоняется даже не перед американской культурой, а перед американской потребительской отрыжкой: яркими шмотками, которые выдают за якобы истинную свободу. Если ученики выбирают себе такие роли на День знаний — вы не чувствуете тревоги?



Чего я не увидел на празднике? Заявки на сложность и трудность. Чтобы стать Человеком нужно покорять вершины Знаний, а это сложная и трудная дорога, маленький человечек, который начинает восхождение 1 сентября, будет штурмовать эти вершины десять лет. День знаний не может быть праздником комфорта, потому что такие вершины с комфортом не покоряются. Это праздник большого умственного и духовного труда, который и преобразует маленького человечка в Человека.



А ещё мне вспомнилось, как мы встречали 1 сентября в 2016 году, вместе с родителями и детьми, школы которых 1 сентября не открылись, потому что их «оптимизировали». Лесное, Глуховка, Кибирщина.



…Небольшой посёлок. Школа в поселке — это центр жизни. Первое, что отстроили прабабушки и прадедушки нынешних детишек после войны – эту школу. Эту школу заканчивали их родители. И вот теперь они сами ведут деток в эту школу 1 сентября. Но школа встречает их закрытыми дверьми. Потому что школу «оптимизировали». Бездушные чиновники даже не дали им провести линейку на территории школы — выгнали их: дескать, раз школа официально закрыта, то и проводить на её территории линейку не имеете права! И тогда родители и учителя выходят на улицу перед школой и проводят линейку там. Сами. Без музыки и микрофона. Без чиновников и официоза. Они говорят детям то, что у них на душе, что они считают нужным сказать детям в этот момент.  Самый пронзительный, самый грустный, но и самый настоящий 1 сентября, который я видел в своей жизни…



Знаете, на что похожа «оптимизированная» к 1 сентября школа? На брошенную невесту. Нарядная, красивая, ждущая учеников и учителей 1 сентября. Вычищенные парты, надраенные до блеска полы, вымытые доски, белоснежный мел…  Но дети и учителя не пришли. По первому этажу гуляет сквозняк, открывает и закрывает дверь в одном из классов…

Пока мы проигрываем. Но когда-нибудь мы развернём жизнь. Мы снова откроем школы и вдохнём жизнь в маленькие посёлки. А нашим детям вернём право на настоящую судьбу.


Tags: Ростов-на-Дону, воспитание, культура, образование, общество.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments