raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

История РПЦ. Борьба за единство (1)

Оригинал взят у teterevv в История РПЦ. Борьба за единство (1)

Даже спустя год после смерти Патриарха вопрос управления осиротевшей РПЦ стоит очень остро. А от этого вопроса прямо зависит само единство Церкви. А оно в период гонений со стороны власти нужно как ничто другое. Вернее, не менее чем нормализация отношений с самой властью.

Итак, мы остановились на фактической передаче руководства РПЦ местоблюстителю митрополиту Петру. Это был неканонический шаг, но иной возможности сохранить управляемость Церковью не было. Для упрочения позиций местоблюстителя было совершено еще одно действие:

(Цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «Истории Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина).

«Подписи 58 архиереев под актом о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру придают ему в известном смысле характер соборного избрания Предстоятеля Церкви».

Я акцентирую внимание на этих чрезвычайных способах и шагах, чтобы показать насколько опасной была ситуация с безвластием в церковной структуре. Еще не преодолен до конца обновленческий раскол. Уже началось, по существу, разделение Церкви на Московский Патриархат и Церковь заграницей. Уже состоялся Карловацкий собор, с момента которого некоторые церковные историки прямо говорят о расколе.

В таких условиях стал местоблюстителем митрополит Крутицкий Петр. Тут надо сразу внести ясность в вопрос о самом понятии «местоблюстительства». Я прошу прощение, но надо потратить на это время, так как в правовых тонкостях этого статуса ищут подтверждение своей правоты критики РПЦ МП того периода.

«Патриа́рший Местоблюсти́тель (также Местоблюститель Патриаршего Престола) в православии — епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви».

Кроме этого общего определения была и своя историческая специфика:
«Предусматривается должность Местоблюстителя и Положением о нашем высшем управлении, выработанным на Соборе 1917-1918 годов. недаром его титул - “Патриарший Местоблюститель”, а не “Местоблюститель Патриаршего престола”, как предусмотрено правилами. Эта с виду незначительная разница намекает на весьма существенное различие в объеме полномочий нашего Патриаршего Местоблюстителя от обычного Местоблюстителя».

Последнюю цитату я взял из текста определений рассматриваемой ситуации данных уже Патриархом Сергием. И ниже я продолжу цитировать этот документ. Отметим, что в обеих трактовках Местоблюститель не «место блюдет», а, не пользуясь его авторитетом и всеми правами, полноценно исполняет обязанности Патриарха. Это очень важно для последующего разговора. Но вернемся к хронологии событий.

Лето и осень 1925 года Местоблюститель занимался врачеванием обновленческого раскола. Обновленцы со смертью Патриарха сильно активизировались.

В рамках борьбы с ними в начале зимы митрополит Петр именно как исполняющий обязанности главы РПЦ дал интервью в «Известиях», где развеял слухи о подложности «Завещания Патриарха». Кроме этого, он издал два акта: 5 и 6 декабря. Первый был посвящен все той же теме преемственности власти:

«В случае нашей кончины наши права и обязанности как Патриаршего Местоблюстителя до законного выбора нового Патриарха представляем временно, согласно воле в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона, Высокопреосвященным митрополитам Казанскому Кириллу и Ярославскому Агафангелу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые передать Высокопреосвященному митрополиту Арсению. Если же и сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя переходят к Высокопреосвященному митрополиту Нижегородскому Сергию».

Уже 10 декабря митрополит Петр был арестован. Спустя несколько дней митрополит Сергий взял на себя обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. И тут возникает первая коллизия, о которой стоит поговорить. Почему Сергий, когда он в списке «завещания» Местоблюстителя стоит последним?


Предыдущая статья цикла,
первая.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


Tags: Ростов-на-Дону, вера, история, культура, образование, общество.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments