raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Последние кости

Оригинал взят у nihga в Последние кости


Вот очень не хочется быть эдаким "явсегдабудупротив" как плохой цепной пёс гавкающим на всё, что производит наша современная жизнь в виде массовой и не массовой культуры. Хотя тут речь пойдёт о явлении именно маскульта. Ну, конечно, в принципе сама массовая культура это изначально примитив и что-то прожёванное, переваренное, вышедшее наружу и только после этого положенное в рот массовому зрителю под видом "искусства". И потому ждать от неё чего-то, сродни какой-нибудь "Гибели богов" Вагнера - глупо. Тем не менее раньше, ещё во время не прекратившегося исторического развития (года эдак до 1991-го), она что-то как-то ещё несла, а уж если говорить про отечественную массовую культуру времён СССР, так нынче некоторые образцы "искусства элитного" (и не только российского) не лежат рядом даже с тогдашним ширпотребом. Что же говорить про сегодняшнюю культуру массовую? Вот и получаются сами собой одна ругательная заметка за другой. Однако просто ругать - это глупо и бесперспективно и потому я, насколько это возможно, всё время пытаюсь давать какой-то анализ разнообразных современных феноменов в культуре (в т.ч. - массовой). Это нужно и в том числе потому, что ежели мы хотим вылазить из той ямы культурного, метафизического и прочего регресса (а мы - хотим, верно? Иначе зачем Вы эту заметку вообще читаете?), куда нас бесцеремонно в начале 90-х затолкнули при нашем же молчаливом одобрении наши "элитарии", нужно понимать почему всё именно так. Чтоб в дальнейшем каких-то таких повторений избежать и нащупать верный путь нового патриотического искусства - извините, конечно, за несколько излишний пафос.

В общем мне тут "посчастливилось", благодаря коллегам по работе, немного лицезреть сериал "Последний мент" на 5-ом телеканале. Ещё когда шла реклама данного сериала - год назад по-моему, я обратил внимание насколько она безапелляционно манипулятивно построена. Понимаете, из рекламы создавалось впечатление, что сериал построен на песнях группы "Кино" - корневых и даже самоидентификационных для нескольких поколений отечественных телезрителей в возрасте от 30 до 50 лет, которые явно предполагались создателями сериала в виде целевой аудитории. Плюс, тоже в этих же целях и для этих же возрастных групп зрителей, несколько поистаскавшаяся физиономия "антикиллера" Гоши Куценко, который делал в своё время этого самого героя фильма "Антикиллер", как эдакий обиженный в 90-е жизнью простой и справедливый, неподкупный советский милиционер. Почти мистический преемник майора Томина (кто не знает - персонаж популярного многолетнего советского телесериала "Следствие ведут знатоки", только тут нужно и крайне важно оговорится, что это не сериал в понимании западном, не "мыльная опера"), раздавленный беззаконием 90-х, но не сломленный и наводящий справедливость уже новыми средствами - теми которые оправдывают цель, говоря языком иезуитов. То есть - любыми. Ну, собственно какое было время такие были и герои, так что удивляться тут тогда (да и теперь тоже) было нечему, однако это было очень странное, несочетаемое сочетание борца за закон и порядок, которые следовал для этого путём хаоса и беззакония.

При этом содержание сериала "Последний мент", очевидно изначально предполагалось абсолютно неважным. Это обыкновенная телесериальная (именно в смысле "мыльной оперы") и вторичная по отношению к Западу, который тут законодатель мод, жвачка. Ещё одна далеко не самая лучшая вариация на тему "улиц разбитых фонарей", вторичная, убогая и до невозможности набитая всяческими штампами и банальностями. Важна была только привязка песен "Кино" и образа "антикиллера" ко всему этому убожеству - причём даже она (привязка), это тоже довольно стандартный сюжет о человеке впавшем в кому и потому оставшемся в прошлом на таком количестве лет, которое удобно создателям для воплощения их замысла. И в случае "Последнего мента", это диковатый "антикиллер" Куценко, который всё ещё живёт 20 лет назад и всё современное как-бы судит сквозь призму тогдашнего времени (хотя это у создателей получается мягко говоря не очень...), а потому тут тоже как-бы правомочны песни Цоя. Ходит по современности эдакий динозавр-мент набитый ещё совковой музыкой и ко всему нынче относится с некоторым презрением и недоверием. Хотя, конечно, оно ему в принципе, нравится (ну ещё бы! Ведь "У нас, чтобы ни случилось - всегда праздники, праздники!..."(с))

Говоря короче, создатели "мента", которых всё нынче вполне устраивает, видя, что их телеподелки начинают терять рейтинг, а значит доходность от рекламы - а деньги это их истинный Бог, начали активно эксплуатировать старые образы из времён, когда ещё не торжествовала превращённая форма пожирающая своё содержание. И взяли для этого, беспроигрышный, как им показалось вариант - песни Виктора Цоя. Ведь множество людей вышеозначенного возраста, сегодня, чувствуя пустоту и холод времён внеисторического безвременья - то есть то, что мы по привычке почему-то называем "современностью", стали пытаться соединиться с тем смыслом и тем историческим огнём, которые их когда-то в юности грели и которые звучали для них в песнях Вити - нашего последнего героя. Вот множество таких своего и около того возраста людей вижу вокруг, а уж 15-го августа сего года песни Цоя звучали больше чем из половины едущих мимо меня авто...

В итоге, фильм, который мне на днях наконец "посчастливилось" лицезреть, выглядит точно так как в рекламе: это какой-то видеоряд о банальных приключениях "последнего мента-антикиллера", видеоряд который вообще ничего по сути своей не значит, единственное внимание к которому привлекает настоящая музыка группы "Кино" родом из настоящего времени. Конечно, создатели не идиоты и понимают, что одна группа "Кино" быстро всех задолбает, т.к. сериал вроде как не про песни Цоя, а про "последнего мента", а потому меняют порой звучащую за кадром музыку на другие позднесоветские рок-группы, "Чай-ф" например, но это только подчёркивает значимость песен Вити и незначимость тут всего остального.

Вообще, это не "новый удачный ход". Такого рода большие фильмы-видеоклипы снимал ещё ныне покойный режиссёр Алексей Балабанов, вспомним обоих "Братьев". И сам, тоже ныне покойный, Бодров-младший со своими "Сёстрами" тут недалеко ушёл. Это было одно из удачных направлений кино в конце 90-х о котором нужно говорить отдельно. Но тогда ещё содержание играло какую-то важную роль и вот, скажем, фильм "Брат", при всей крайней проблематичности в сфере моральной, это всё равно почти религиозная притча о судьбе первого послесоветского поколения. И даже туповатый боевик с песнями групп с "Нашего радио" "Брат-2", он хотя бы о каком-то минимальном воздаянии за грехи и жизненном сущностном выборе говорит. С очень своеобразных позиций, конечно. А вот "Последний мент" - это уже продукт совершенно разложившегося времени и размытых моральных норм и ценностей. И тут уже можно гнать полнейшую и пошлейшую туфту прямо в глаза, прикрывая всё это в нужных, по мнению создателей, местах, песнями Цоя к месту и не к месту. Типа, с этими песнями телезритель всё что угодно "схавает". И, надо признать, что частично эти ребята могут радоваться - часть людей кушает эти "Улицы разбитых фонарей" с "антикиллером"-главным героем под песни Цоя...

И очень показательно, что сам ныне покойный Балабанов, вполне себе понимал, что нельзя эксплуатировать один и тот же удачный ход, да и скучно это, ежели ты вроде как творчеством пытаешься заниматься. Сразу оговариваюсь, что у меня очень тяжёлое отношение к данному режиссёру, снявшему в том числе и "Жмурки" - фильм почти фашистской жесткости и ненависти, и "Люди и уроды" - фильм о скотском в человеке как определяющем. Да и смотреть бы тогда это не стали, а нынче, когда кризис смыслов, усугублённый в своё время в том числе и вышеназванными фильмами покойного режиссёра Балабанова, разросся до невероятных размеров и никто уже просто ничего нового придумать или скопировать с Запада (где та же самая ситуация) не может, выхолощенные созданным ими самими этим кризисом телережиссёры просто и тупо клепают таких вот "последних ментов", где вообще, никакое содержание кроме песен Цоя - неважно.

Такие вот времена и такие "творцы" образца этих времён, а также их "идейный, моральный и идеологический посыл" - то есть совершенно никакой, т.к. он есть только в песнях Вити, имеющих очень малое отношение к тому, что творится под них на экране. И тут очень поражает наглость и цинизм с которым создатели впаривают нам это не моргнув глазом. Интересно, что там в фильме, был анонс "Последнего мента-2" и в нём создатели пошли ещё дальше, причём буквально дальше хронологически. То есть теперь там будут песни Высоцкого и по-моему старые песни Никитиных. Такое вот у них "развитие" сюжета... В общем жутко это всё, раз они уже ничего банального даже не могут создать и выдумать, что же говорить об искусстве передовом, если о таковом сегодня вообще можно говорить как о чём-то живом? И кто будет создавать это передовое? Создатели "Последнего мента"!? Не говоря уже о том, что передовое рождается из связи с традицией, а какая может быть традиция у западного образца "мыльной оперы", которая просматривается массово только из-за использования старых, пусть и очень хороших песен? А всё вокруг медленно, но верно превращается в такого рода "мыльную оперу". И что это за общество, где такого рода манипуляционные трюки проходят запросто? Всё очень и очень плохо, дорогие товарищи, друзья, братья и сёстры. Очень и очень плохо. Уничтожено и съедено в плане культуры, за эти 27 постперестроечных лет, практически всё, и мы догрызаем, как показывает "Последний мент", последние косточки. За этим грядёт пустота...


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments