raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Николай Досталь. «Монах и бес» — 2016. Теплохладие и пустота

Оригинал взят у cultprosvet_mag в Николай Досталь. «Монах и бес» — 2016. Теплохладие и пустота
Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но как ты тепл, а не горяч и не холоден

Откровение Иоанна Богослова, 3:15–16

Читал новости культуры, и глаз зацепился за очередной полнейший сюр происходящего, на который уже и внимание перестаешь обращать. В Киеве завершил работу XIV Международный фестиваль православного кино «Покров» на котором наградили российский фильм «Монах и бес», и это в условиях, когда в то же время по городу проходят нацистские факельные шествия, а президент Украины призывает нацию сплотиться в борьбе с российской агрессией. Как подобное одновременно в головах там уживается уразуметь не могу, ну да и бог с ним, но фильм решил посмотреть. И лучше бы я этого не делал.


Фильм «Монах и бес». Ну какой высокодуховный фильм без голой жопы?

Справка о фильме

В принципе, если сразу заглянуть в справку о фильме, то смотреть желание пропадает. При бюджете в 130 млн руб. сборы чуть более четырех. Вот вроде бы, что цифры, когда речь о культуре? А то, что на «28 панфиловцев», со ценами боев, графикой, техникой ушло чуть более 100 млн руб., но, допустим, это народные деньги, и там все «по-другому». Но на «Брестскую крепость», которая уже снималась в обычном кинорежиме, — 250 млн руб., на «Остров» — меньше 100 млн руб.. Но ведь тот же «Остров», это фильм совершенно другого уровня, ну просто несопоставимого с «Монахом и бесом». И что это значит? А то и значит, ничего святого у людей нет, вот и все. При этом половину бюджета выцыганили у РПЦ, а половину и Минкульта. Но в отличие от тех же «панфиловцев», пока «много» денег не получили, снимать — отказывались, так как «смысла не было». Оно и правда, какой смысл в таком кино, если денег нет?


Фильм «Монах и бес». Петра. Храм-мавзолей Эль-Хазне. Фрагмент вставлен мключительно чтоб за казенный счет туда съездить. Смысла в нем ноль, да и юмор так себе


По темности своей хотя фамилия Досталь и на слуху, фильмографию его на память не помню, но зная бы, что он автор таких фильмов, как: «Маленький гигант большого секса» (1992), «Мелкий бес» (1995), телесериалы «Штрафбат» (2004), «Завещание Ленина» (2007) — опять-таки смотреть бы не стал. Скорее всего.


Фильм «Монах и бес». Иван (Тимофей Трибунцев)

Фильм снят, на мой вкус, очень примитивно. Сюжет слабый, скомканный, лубочный. Понравилось разве что игра Трибунцева, ну и настоятель хорош, остальные же играют на уровне типового сериала. Забавно, что в одной из рецензий критик написал, что, мол, фильм полон фраз, которые зрители должны растащить на цитаты. Жалко наблюдательного автора расстраивать, но, вообще-то, впечатлившие его «фразы» это русские пословицы и поговорки. Их и правда много, но их уже «растащили на цитаты», причем так давно, что значительную часть уже и забыли.


Фильм «Монах и бес». Настоятель — точное порадание в образ. На таких все и держится непонятно как

Идея фильма

Повторюсь, что сюжетно фильм сделан очень примитивно, по уровню беспомощности напоминая творения старшеклассников на «высокодуховные» темы. Не очень понятно, как подобная халтура могла получить благословение? На мой взгляд, есть еще и в богословском плане «скользкие» вопросы к сюжету. Начиная с того, что фильм есть вольная интерпретация сюжетов из жития Иоанна Новгородского, и кончая самой принципиальной возможностью обращения беса в православие. Последне возможно?


Фильм «Монах и бес». Так, по мнению авторов, выглядит бес

Звучит парадоксально, но, на мой взгляд, основная идея фильма — это его безыдейность. Так же как у РПЦ нет совершеннейшего представления о том, что с происходящим в мире делать, так и у авторов фильма — нет идеи, которую они хотят зрителю донести. Место идеи занимает «тема» под бюджет, который авторы осваивают. Так как спонсоры РПЦ и Минкульт, то тема должна быть высокодуховной. Тем более что под тему высокой духовности легко списать коммерческий провал проката, мол народишко подкачал, не понимает тонкого и уровень духовности — недостаточный. Но даже это делают авторы халтурно, как бы нехотя и, что называется, «спустя рукава». Кстати, мне кажется, в РПЦ происходит что-то похожее. Христианство все больше из «идеи» превращается в «тему», которая «осваивается», из чего и растут корни многих церковных сложностей. Хотя, безусловно, проблема безыдейности обширна, сложна и не для упоминания вскользь, особенно когда речь идет о церкви. К тому же и в фильме, и в жизни, среди «мира», есть те, кто при всем личном несовершенстве, продолжают жить «идеей», принимая «темы» как необходимость, но в меру сил, продолжающих все же служить именно идее.


Фильм «Монах и бес». Настоятель (Борис Каморозин)

Достаточно ли это для благословения? РПЦ виднее, но по мне, то что этот фильм получил финансирование и приз, звучит как очень печальный диагноз об утрате нравственного различения добра и зла у тех, кто собственно и должен быть хранителем такого различения и образцом для подражания. Создается впечатление, что вместо нравственных ориентиров теперь сами пастыри используют брендирование, согласно которому — да, фильм и духовный, и поучительный. По мне же, получилась банальная примитивная поделка для карго христианства, приносящая зла больше, чем саги о вампирах, ибо:

Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но как ты тепл, а не горяч и не холоден.

Откровение Иоанна Богослова, 3:15-16


Грустно, когда с той стороны фон Триер и мощь Голливуда, а с этой — Досталь и пустота, маскируемая распилом бюджетных денег по мелочам.


Фильм «Монах и бес». А еще на Мертове море хорошо съездить. Съемок на пол дня, а удовольствия зато...

И во всем происходящем больше всего тревожит именно РПЦ. Если бы Досталь просто развел Минкульт, или спонсоров, и бог с ним. Увы, примитивизация культуры и распил стали общим трендом отечественной «как бы» интеллигенции. Но РПЦ же вроде как должна стоять на страже нравственных ориентиров, бороться с «теплохладностью» и утратой различения добра и зла? На практике вместо этого, церковь сама оплачивает свое разрушение, создавая поколение «теплохладной» паствы. Что, на мой взгляд, куда опаснее прозелитизма, экуменизма или глобализации. Если сами пастыри становятся «теплохладными», то пастве-то что делать?


Фильм «Монах и бес». Тоже хорошее попадание в образ и также символ того, как все непонятно у нас в жизни, на грани, но почему-то живо, а потом раз — и вроде как умерло, но остальное все равно живо. Но не думаю что авторы об этом снимали.

Ну и последнее, и у РПЦ нет сюжетов, кроме как предлагаемых творческой интеллигенцией? Что серьезны? Совсем-совсем? Ну почему бы тогда житие святых не экранизировать? Хотите сделать его понятнее пастве? Перенесите в наши дни. Ну или есть книга «Несвятые святые», тираж — больше 2 миллионов, чем не готовый сериал? 130 миллионов бюджета думаю хватило бы на него с избытком. Нет? А почему? Почему на «Монаха и беса» деньги есть, а на это — нет? Хотя, конечно, наивные вопросы, по-своему даже глупые, но может весь смысл фильма в том, чтоб они возникли? Ведь неисповедимы пути Господни...

На мой взгляд, фильм не стоит затраченного на него времени. И даже разбирать его не хочется. Да и как разбирать пустоту?


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments