raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

"Солярис". Обсуждение. Вынесено из комментариев

Оригинал взят у iouripopov в "Солярис". Обсуждение. Вынесено из комментариев

Комментарий к этому посту Киноклуб. "Солярис" Андрея Тарковского. Обсуждение

Шелхаков Алексей
Данный фильм Тарковского потому так тревожит, что в нем есть некий важный маркер. По мне,- так он маркирует надлом коллективного советского сознания на переходе из фазы стремления к вечному Неведомому, полета мысли, фантазии и упований к Беспредельному, в сторону замыкания на человеческом, ностальгическом, интимном мирке. Причем, у этого глобального поворота даже есть свой пафос,- и он внешне очень разный,- от "Человеку нужен человек" до "Посмотрите на Хиросиму" (В смысле,- вот что может натворить знание без нравственности). Тут примечательно, что роковой отказ от Неведомого, от самотрансцендирования осуществляется якобы во имя человека и для человека. Якобы он и есть единственная достойная цель и ценность, этот "просто человек". У Тарковского тема человека и человечности воплощается в образах Земли, Дома, всего этого не имеющего привязки к эпохе, а потому, как бы вечного интерьера,- картины воздушных шаров на стенах (творческое дерзание летать), бюст Толстого, яблоки, цветы и естественный деревянный интерьер. И, конечно, свечи и книги. Много книг. И природа вокуг,- зелень, вода, дожди. Никакой техногенной нагрузки. Тарковский умышленно избегает показывать технику,- ее минимум в кадре. Земля, таким образом, не техногенна, а все еще экологична и чиста. Это малая Родина человека-творца. Крис улетает из этого эпического гнезда, почти "Итаки", но в нее же он и возвращается, хоть и в своих грезах.

Античный герой, шагнув в Хаос из родной ойкумены, возвращался преображенным. Если ему везло, конечно, и Хаос не поглотил его. Но преображение,- единственный смысл всей этой древней коллизии - ухода-возврата. Герой приносит новизну, он уже не тот, что раньше, и новизна поддерживает жизнь его Итаки-Ойкумены. Так вот, преобразился ли Крис? Вернулся ли он в свою Итаку? Взял ли он тот барьер, к которому его подвела ситуация? Отвечать я не буду. Скажу вот о чем: - Отказ от трансцендирования во имя человека, неизбежно его разрушит. Он незаметно ввергает человека-первооткрывателя, человека-творца в некий ЛИМБ, в котором мать моложе его, где он "опоздал" (к какому событию), где мать подводит отстающие часы(в мире, где нет времени и событий). Где зритель чувствует почти физически не радость возврата домой, а приливы тревоги в момент начала дождя. Этот дождь, как абсолютно природное, спонтанное явление у Тарковского и маркирует единственные изменения в мире ЛИМБА, на него только и завязано течение псевдовремени. Больше никаких изменений там не происходит. И человек в этом мире существовать не может. Это псевдобытие, где все "как бы". нет ничего реального. Это наказание за отказ от Истины, от взятия ее тяжелого, горького барьера. Хари умерла. Хари больше нет. Гостья - не Хари.В этом истина. Нельзя сделать вид, что она - Хари, а остров из коллоидной смеси на поверхности Океана,- родной Дом.

Одиссей не состоялся. Хаос поглотил его. В Итаку он не вернулся.


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments