raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Всё на продажу. Анджей Вайда.

Оригинал взят у stepan_pisahov в Всё на продажу. Анджей Вайда.
Фильм 1968 года. Режиссер – Анджей Вайда.


Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б.Пастернак

Этот фильм Анджея Вайды интересно смотреть в связке с предыдущим фильмом «Пепел и алмаз». Казалось бы, что смотреть фильм о фильме не интересно, но это совсем не так, тем более что это самостоятельные размышления режиссера о своей профессии.


Если коснуться фабулы киноленты, то можно сказать, что фильм «основан на реальных событиях». Главный герой фильма «Пепел и алмаз», легенда польского кино, Збигнев Цибульский гибнет под колесами поезда. По сюжету же фильма, режиссер снимает фильм с легендой в главной роли, но никак не может дождаться его на съемочной площадке, а потому снимает другие сопутствующие сцены. Новость о том, что актер погиб застает его врасплох, режиссер хочет всё бросить, потом ищет замену и, наконец, решает снять ленту об актере без актера.

Фильм без главного героя, но о легенде кино – задача очень не тривиальная! Тем более, что вначале кадры идут «как бы из жизни», затем повторяются в виде «жизни» на съемочной площадке. Безусловно, здесь легко запутаться – где сам фильм, а где камера снимает фильм о фильме. На самом деле, не следует забывать, что всё, что показывает камера – это фильм, игра актеров, свет софитов, постановка.

И действительно, человек вынужден играть в жизни не одну роль, накладывающую на него свои обязательства и логику движения. Кадры хроники показывают нам не очень яркую жизнь, неудачные выражения чувств: жизнь актеров бледна и на сцене они играют в свою же собственную жизнь гораздо убедительнее. Вопрос, который мучает режиссера фильма, а что же в нашей жизни есть настоящего, непридуманного. Можно ли схватить это настоящее и перенести его на кинопленку? Даже разбив лицо, режиссер хватает камеру и пытается заснять свою настоящую кровь, хочет схватить что-то настоящее, но всё это оказывается игрой.

Стараясь снять фильм о фильме, об актёре без актера, режиссёр ищет настоящее, но практически всё, за что он хватается, оказывается иллюзией, игрой и фантазией его актёров или его воображения. Даже смерть человека оказывается игрой, что явно в сцене на дороге, когда сбитый человек на поверку оказывается куклой в засаде у дорожной полиции.

Близких людей также волнует собственное двусмысленное положение - ведь они построили свою жизнь вокруг этой легенды кино, вокруг чего-то настоящего в нём, но не могут понять, что это было, а потому сама их жизнь становится игрой в игру. И эта двусмысленность начинает довлеть над ними: так жена Цибульского покупает себе плюшевую игрушку, но рассказывает о том, что это подарок мужа - никто, естественно, ей не верит. Но легенда - сам актёр и также как они, возводил вокруг себя турусы на колёсах, пробиться к настоящему не так просто. Ведь практически всё, что делают актёры - для зрителя, всё на продажу!

Живой след настоящего отыскал ученик и последователь актера - ей оказалась простая армейская кружка, которая и становится главным действующим "лицом" фильма. Вся история, вокруг неё казалась невыдуманной и прожитой по-настоящему, лишь когда-то нашедшая своё отражение на экране.

А потому, говорит Вайда, главное для актера и для каждого человека - это найти в жизни настоящее, жить этой настоящей жизнью, отдаться бегу наперегонки с удивительно прекрасными лошадьми!


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments