raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Военный летчик. Антуан де Сент Экзюпери

Оригинал взят у stepan_pisahov в Военный летчик. Антуан де Сент Экзюпери


Каждая стóящая книга – ждёт своего читателя. До настоящей книги нужно ещё дорасти. Сборник рассказов Антуана де Сент-Экзюпери стоит на моей полке, доставшейся от родителей (и полка, и книга). В детском возрасте из этого сборника пользовался успехом только «Маленький принц», остальные же произведения остались за бортом памяти, так как мало в детстве просто читать книги, их нужно ещё и понимать.


«Военный летчик» я читал так, как будто видел его впервые.  Здесь он говорит совсем не детским языком, он повествует о горечи поражения Родины, каковая была для него Франция, и о поиске пути преодоления этого поражения. Война с гитлеровцами и ход военной кампании стали неожиданностью для всех, включая и Экзюпери. Новый тип войны отчетливо показал, что армия, потерявшая внутреннюю целостность, переставшая быть единым организмом, становится  всего лишь стадом овец. Общество со всеми его традициями и культурой, потеряв внутреннюю связность, становится людским морем, текущим без берегов и без цели. Потеряно оказалось всё – смысл, сущность, любовь...

Отправляясь на бессмысленное задание, герой чувствует разлад не только с окружающим миром, но и с собственной машиной – самолетом, пилотом которой он является. Перед вылетом он цепляется взглядом за лейтенанта Израэля, герою кажется, что характерная черта лейтенанта – нос, принимается жить собственной жизнью, и даже в какой-то мере управлять Израэлем. Это живо напоминает гоголевский нос и говорит о том, что распад достигает таких масштабов, что даже части организма человека обособляются.

Как любой кризис, так и трагедия поражения, может закончиться либо смертью, либо трансформацией системы, но пока он длится, это состояние характеризуется с одной стороны полной исчерпанность, а с другой – огромным спектром открывающихся возможностей, до поры не проявленных, спящих.

Экзюпери пишет, что «все мы родом из детства», то есть состояния открытых возможностей, внутренней бесконечности. В его «детстве» я не заметил никакого инфантилизма, безответственности, скорее даже наоборот: каждый новый шаг творит и обновляет мир, определяет будущую судьбу, а потому всё здесь чрезвычайно важно, ответственно, но и хрупко, и зыбко.  Наверно, это и определяет во взрослом человеке силу желания спасти ребенка даже ценой собственной жизни, потому что он подсознательно понимает, что слишком многое определило жизненный путь и часто поступки, им совершенные, были вынуждены обстоятельствами, и даже порой кажется, что живешь не своей жизнью…


Как раз в этом и состоит новый гуманизм, обсуждаемый Экзюпери в конце повести: человек ценен потенциалом своих возможностей и волей к восхождению, реализацией этих возможностей. Потому в отличие от старого гуманизма, который требует подчинения человека обществу и жертвование жизнью ради общества, новый гуманизм говорит, что общество может пожертвовать собой ради одного человека, ради его восхождения, ради обновления жизни, строительства общества на новых основаниях, на новом гуманизме. Экзюпери поднял личность на непостижимую почти божественную высоту, личность человека творящего -  росток нового неведомого мира.



Tags: Ростов-на-Дону, искусство, культура, литература., образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments