raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Земля дрожит. Лукино Висконти

Оригинал взят у stepan_pisahov в Земля дрожит. Лукино Висконти
По-итальянски звучит гораздо лучше "La Terra Trema". Фильм 1948 года.


Этот фильм трудно оценить, так как это не совсем фильм (или совсем не фильм?).
В киноленте не снялся ни один актер, Висконти снял жизнь сицилийских рыбаков такая как она есть. Как пишут критики, даже сицилийский диалект, на котором общаются герои, дан без перевода, хотя он и отличается от обычного итальянского. Единственное, что отличает ленту от документального фильма - это повествовательный сюжет.

Сицилийские рыбаки влачат жалкое существование - весь дневной улов они продают скупщикам рыбы, которые на больших судах переправляют её на материк, наживая огромные барыши, бедняки же едва сводят концы с концами. Такой установленный порядок вещей длится годы, десятилетия, поколения, века...

Разорвать этот порочный круг решается лишь один рыбак, решивший приобрести большую лодку под залог дома, чтобы работать на себя. Деревенское общество одобряет смелый порыв юноши, но никто не хочет рисковать из страха потерять последнее. Вначале удача сопутствует рыбаку и дарит ему богатый улов анчоуса. Вся деревня помогает солить рыбу, как бы уже ощущая близость богатства. Но готовится будущее благосостояние, рыбаки снова уходят в море за повседневным заработком, и в этот раз - неудачно: шторм разбил лодку, экипаж спасся лишь чудом. Рыбацкая семья вновь попала в западню: с острова не вырваться, рыбу по настоящей цене никто не купит, долг перед банком выплатить нечем...

Чувства героев этой трагедии невозможно описать словами, так сочно и ярко показаны они в своей простоте и естественности. Потерпев крушение вместе с лодкой, разрушается и семья, выгнанная на улицу дельцами банка: дедушка умирает, не выдержав удара, брат уходит в наемники и пропадает, главный герой запивает горькую.

Горю семьи рады только дельцы - скупщики, ведь это у них задрожала земля под ногами: если каждый будет работать на себя, то они сразу станут не нужны! Их издевательствам нет предела, они в лицо смеются над неудачей героя, олицетворяя собой тезис "падающего подтолкни". Рыбаку не остается иного выхода, кроме как идти работать на этих хозяев жизни.

За такую социальную тематику фильм Висконти окрестили "коммунистическим", "бичующим социальные язвы" и т.д., однако, это большое преувеличение. Здесь нет никакого пафоса, бичевания или разоблачения коварной сущности эксплуататоров, он разительно отличается от советского кинематографа. Коммунистическим фильм можно назвать только в случае, если коммунизм означает возвращение человеку его достоинства, самоуважения, самостояния. А что еще может помочь справиться с задачей не виртуального, а на деле, преодоления всех довлеющих над человеком жизненных обстоятельств, составляющих порочный круг ежедневной беличье-колёсной беготни?


Tags: Ростов, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments