raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Пиковая дама. Фильм 1916 года.

Оригинал взят у stepan_pisahov в Пиковая дама. Фильм 1916 года.
Черно-белый фильм по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Режиссер Яков Протазонов.


Начиная смотреть этот черно-белый фильм 1916 года, я ожидал увидеть большую наивность и даже неуклюжесть, так как-будто смотришь как младенец делает свои первые шаги. Фильм "Пиковая дама" Якова Протазонова действительно относится к первым недокументальным фильмам, снятым в России. Несмотря на скудность технических приемов, лента не позволяет говорить о себе как о детском лепете. Замысел режиссера состоял в перенесении в кинематограф достижения русского театра, причем не просто спектакля, а наиболее сложного театрального жанра - пантомимы. И немота кинематографа способствовала развитию этого направления.

Русский театр всегда отличался высочайшим уровнем, а в годы Серебряного века в особенности, поэтому смелый эксперимент Протазонова был оправдан. Все сцены, декорации и костюмы героев пронизаны театральностью, аскетичны, но в кадре всё имеет свое значение. Так например, портреты на стенах комнат в то время, когда Герман не подпал под влияние графини, висят пустые. Когда же все мысли Германа заняты игрой - на портретах появляется профиль графини.
Однако, Яков Протазонов обращается не к известному опыту пантомимы средневековых бродячих итальянцев - комедия дель арте, а к древнегреческой драматической пантомиме. Язык тела, пластика и мимика актеров в театральном действе пантомимы является одним из наиболее древних видов сценического искусства. Этот язык не нуждается в переводе, он адресован каждому, но трудность здесь состоит в том, что сверхзадача актера - не переиграть, а выражать подлинные чувства. В противном случае, перейдя эту тонкую грань, высокая трагедия становится банальной комедией, уделом бездарных актеров.

Иван Мозжухин, играющий главную роль в фильме, прекрасно справился со своей задачей. После роли Германа он стал настоящей звездой. Но с появлением звукового кино его карьера полетела под откос. Многие талантливые актеры, такие как Чарли Чаплин, невзирая на появление технических новинок, не желали расстаться с "Великим немым", как называли кинематограф до появления звука. Пока кинематограф не обрел голос, он сохранял очарование драматизма с демократичным интернациональным характером. Но этот заряд был подхвачен Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, который говорил, что писатель становится настоящим драматургом только написав несколько пантомим. Его динамический период творческих исканий нового театра характеризуется приверженностью пластике актера, его отточенному жесту, яркой мимике.

Творческий порыв надолго определил направление поиска в мировой театральной культуре, а лента Протазонова по праву стала классикой мирового кинематографа.


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments