raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Моцарт. Волшебная флейта. (Кеннет Брана/Kenneth Branagh) [2006, Opera]

Оригинал взят у cultprosvet_mag в Моцарт. Волшебная флейта. (Кеннет Брана/Kenneth Branagh) [2006, Opera]


Фильм снят Кеннетом Браной по одноименной опере Моцарта. Сюжет перенесен из сказочного мира в реалии Первой Мировой, поэтому вместо дракона у Браны — боевой отравляющий газ, позиционная окопная война, танки, пулеметы, рукопашные и странный налет безумия, погрузивший мир Belle Epoque в хаос битвы на Сомме. Интересное и сильное решение, сходу приблизившее оперу к зрителю. Возможно в этом и был режиссерский замысел: перейти от символики масонерии к реальности, то есть показать не просто символы, а их реальное воплощение. Хотя, при просмотре очевидно, что либретто оперы писал масон, да и Моцарт явно был в "теме".

Удачный сеттинг, помогает не только с толкованием масонского символизма, но и делает сюжет для неподготовленного зрителя более связанным. Например, не до конца ясная суть конфликта Королевы Ночи и Зарастро, проясняется сразу в нескольких планах. С одной стороны, после триумфа психоанализа в массовой культуре, конфликты, типа: он, она и ребенок получают естественную и вполне определенную трактовку. В новостях регулярно проходят сообщения о том, как отец "украл" ребенка, и как мать страдает и желает отомстить. А значит, у зрителя возникает узнавание сюжета и иллюзия его понимания, даже если буквально о деталях конфликта ничего не говорится.



С другой стороны, сеттинг Первой Мировой, помогает принять и некоторую абсурдность сюжета. Ведь в реальной действительности суть конфликта Первой мировой, во многом, оставалась неясной даже для ее прямых участников. А ведь помимо странного конфликта, легшего в основу сюжета, в фильме угадывается дуализм позиций конфликтующих сторон. Кто враг, кто друг, кто добро, кто зло? Все постфактум решает пропаганда победившей стороны. Да и исторические прототипы сторон конфликта легко угадываются. Синие (сторона Королевы Ночи) — это явно Четвертной союз, Зарастро - страны Антанты, и по сути все отличие между ними в цвете форме, да модели пропагандистского обоснования необходимости убивать оппонентов.



Вообще наверное можно рассматривать три слоя: масонский, оперный и режиссерский. Каждый дает свое прочтение, но мне наиболее интересен и понятен был слой Брана в фильме, то есть режиссерский. Брана для оперы создал очень графичную и яркую картинку, в духе Гамлета. Увы, фильм редкий, найти его в HD качестве не получилось, а жаль, хотя и в двд качестве - смотреть визуальное наслаждение. В свое время, Моцарт, революционизировал оперу, связав музыку непосредственно с действием. Брана повторил этот прием, но уже для оперного киноязыка, связав видео напрямую с музыкой. Тут и шикарная увертюра с атакующей армией:



И летящими под бомбардировщиками:



И Королевой Ночи "пожирающей" танки:



Да и само ее прибытие верхом на танке:





И беготня с “медсестрами” по окопам:



Нельзя сказать, что это новый прием. Это делал еще Дисней в Фантазии, да и для клипов это дело привычное, но вот в экранизации классической оперы подобное вижу впервые.

О режиссере:


Kenneth Branagh receives a knighthood from Queen Elizabeth II at an Investure Ceremony at Buckingham Palace

Сэр Кеннет Чарльз Брана (англ. Kenneth Charles Branagh, род. 10 декабря 1960) — британский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Известен благодаря многочисленным экранизациям пьес Шекспира — «Генрих V» (1989, премия BAFTA за режиссуру, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль), «Много шума из ничего» (1993, номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля), «Гамлет» (1996) и др. Лауреат премий BAFTA и «Эмми», четырежды номинант на «Золотой глобус», пятикратный номинант на «Оскар».

Снял как режиссёр фильмы:

  1. 1989 — Генрих V / Henry V (Шекспир)

  2. 1991 — Умереть заново / Dead Again

  3. 1992 — Лебединая песнь / Swan Song

  4. 1992 — Друзья Питера / Peter’s Friends

  5. 1993 — Много шума из ничего / Much Ado About Nothing (Шекспир)

  6. 1994 — Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein

  7. 1995 — Зимняя сказка / In the Bleak Midwinter (Шекспир)

  8. 1996 — Гамлет / Hamlet (Шекспир)

  9. 2000 — Тщетные усилия любви / Love’s Labour’s Lost (Шекспир)

  10. 2003 — Слушание / Listening

  11. 2006 — Как вам это понравится / As You Like It (Шекспир)

  12. 2006 — Волшебная флейта / The Magic Flute

  13. 2007 — Сыщик / Sleuth

  14. 2011 — Тор / Thor

  15. 2014 — Джек Райан: Теория хаоса / Jack Ryan: Shadow Recruit

  16. 2015 — Золушка / Cinderella

  17. 2017 — Убийство в «Восточном экспрессе» / Murder of the Orient Express


Интересно было бы понять, а что за человек Брана? О чем он думал вставляя упоминания русских солдат на мемориале жертв Первой Мировой? Да еще и в аутентичном, дореформенном начертании с Ъ?





О чем это? И почему русских имен так много? С чего бы это англичанину Бране в 2006 году об этом вспоминать? Ну или за много лет, первый раз вижу, что цветного сделали отрицательным персонажем. И это после гамлетовских афродатчан? В Волшебной Флейте, к слову удачный кастинг, благодаря которому молодые красавцы выглядят молодыми красавцами с оперными голосами. Ну и монашки-медсестры тоже очень даже ничего:



Либретто переведено на английском и в этом еще одно "пасхальное" яйцо Браны: первая немецкая классическая опера исполняется на английском и Германия показана стороной зла.

О качестве оперного исполнения судить сложно, критики скорее негативно относятся, но не в смысле что плохо, а скорее, что - никак. Чисто, технично, с явной компьютерной коррекцией, но не более того. Наверное все так, но, как бы там ни было, "Волшебную флейту" посмотрел дважды в течение месяца, что для меня дело не бывалое.

PRO

  • Визуальная картинка и интересный сеттинг

  • Удачный кастинг для оперы

  • "Клиповая" динамика, оживляющая оперу и переводящая ее на более понятный язык. Вспомнилась серия клипов Аэросмита типа: Aerosmith - Cryin, Crazy и т.д.






Ну чем ария Королевы ночи "хуже" в смысле клиповости подачи:



...например, I Don't Want to Miss a Thing?




  • Почти полное либретто, которому режиссер строго следовал, что в принципе свойственно Бране

  • Интересное прочтение оперы через события Первой мировой войны


CONTRA

  • Это опера, со всеми вытекающими условностями, не оперному человеку, как мне например, сложно смириться с арией на 5 минут во время побега главных героев, прерываемой только с появлением преследователей

  • Массонский сюжет, в котором действие носит скорее символический характер, чем содержательный. Очень напоминает постмодернисткий театр, в котором "как", становится важнее чем "что"

  • Наивность идей эпохи Просвещения, особенно когда преломление их идет через призму сеттинга Первой мировой

  • Говорят, что на немецком и в другом исполнении опера звучит сильно лучше


ERGO

Брана очередной раз доказал, что на его постановки классических произведений можно идти не задумываясь. И не важно, будут это трагедии Шекспира или опера Моцарта. Смотреть стоит даже тем, кто от оперы далек. Помимо искусства, опера "Волшебная флейта" в и интерпретации Браны, интересна еще и в качестве примера "политической антропологии". Через события "Первой мировой" она и историософские проблемы поднимает и внутриевропейские расклады показывает, в том числе и со сложными и неочевидными Российско-Британскими взаимоотношениями.





Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments