raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

В Европу «от Лиссабона до Владивостока» - 2

Оригинал взят у yuliana_chka в В Европу «от Лиссабона до Владивостока» - 2

В чем сейчас заключается основной интерес Российской Федерации? Задача минимум – сохранение территориальной целостности, в том числе, и сохранение  в своем составе Калининградской области – региона, имеющего для России, среди прочего, огромное военно-стратегическое значение, региона, отделенного от остальной территории России государствами, входящими в ЕС и НАТО, которые проводят предельно антироссийскую политику. Или нет? Территориальная целостность России менее важна, чем интеграция с Европой – «хоть тушкой, хоть чучелком»? Потому, что сейчас, в нынешней внешне- и внутриполитической ситуации, вопрос стоит именно так: или интеграция с Европой, или территориальная целостность.

И то, и другое – так пока отвечает Москва. «То» - для российского правящего класса и внешних партнеров, «другое» - для электората. С одной стороны, российское руководство наращивает военную группировку в регионе, что, по-видимому, должно предотвратить покушения на территориальную целостность извне, а с другой - включает Калининградскую область в перечень приграничных регионов РФ, определяемых как основные площадки для развития внешних контактов. Причем,  имея в виду отношение к России окружающих  область стран - членов Евросоюза и НАТО, в контактах с окружающим миром  ставка сделана на трансграничные контакты региональной и муниципальной властей, парламентские контакты, а также контакты так называемого «гражданского общества». Напомним, что одна из сильнейших армий мира – советская, не предотвратила распад СССР.  Решающую роль в распаде СССР сыграли - качество позднесоветской элиты, отказавшейся от собственного пути развития в пользу западной модели, и состояние позднесоветского же общества, подготовленного этой элитой к такому переходу.

***

6 июня 2017 г. Калининградскую область с рабочим визитом посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который провел рабочую встречу с врио губернатора Калининградской области Антоном Алихановым. Как сообщается на сайте областного правительства, «стороны обсудили ряд тем, связанных с визовыми вопросами,  развитием приграничного сотрудничества, реализации международных проектов».
Сергей Лавров сообщил, что министерством иностранных дел в правительство РФ внесено предложение «о том, чтобы перейти на выдачу электронных виз, они будут бесплатными, они будут действовать в течение 30 дней и предполагать непрерывное десятидневное пребывание».
Это известие воспринято в регионе как определенное достижение на пути долгой борьбы за придание территории статуса не только экономической зоны с особо льготным режимом для иностранного капитала, но и повышение её политического статуса – с удовлетворением.

В начале2016 года началось обсуждение законопроекта, который в СМИ называют «новым Законом о Калининградской области».  Надо сказать, никакого «старого» закона о Калининградской области нет, были законы об особой экономической зоне на территории Калининградской области. Принятия федерального «Закона о Калининградской области» добиваются лоббисты повышения её конституционно-правового статуса, как региональные, так и федеральные.

В феврале 2016 года на заседании, проведенном в Калининграде Дмитрием Медведевым, были обнародованы  ключевые параметры «нового Закона о Калининградской области».  Как сообщается на сайте правительства области, кроме сохранения и расширении преференций особой экономической зоны, «В законопроект также были включены предложения об упрощенном или безвизовом въезде иностранных граждан на территорию области с целью туризма и санаторно-курортного лечения, создании свободного порта на территории Калининградской области и другие меры поддержки самого западного региона России».

В декабре 2016 года врио губернатора Антон Алиханов на семинаре «Экономическое сотрудничество Польши и Калининградской области Российской Федерации. Вармия и Мазуры: традиции и новые возможности сотрудничества» сообщил как о деле, принципиально решеном, что для иностранных граждан правительством Российской Федерации устанавливается «упрощенный порядок оформления однократных обыкновенных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронного документа. Кроме того, устанавливается упрощенная схема въезда в область».

В апреле 2017 года на совещании у вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака  были конкретизированы параметры поправок в законопроект о Калининградской области, предусматривающие бесплатный упрощенный порядок предоставления однократных обыкновенных деловых, туристических и гуманитарных виз сроком действия до 30  дней с разрешённым сроком пребывания в Российской Федерации до восьми суток, предусматривающий возможность их выдачи в форме электронного документа. Аналогичный порядок был  ранее принят для иностранцев, приезжающих во Владивосток.

Трансформация законодательства, касающегося Калининградской области,  лежит в русле изначально заданного гайдаровскими реформами направлении.  Институт Гайдара плотно работает в регионе с 90-х годов, он разрабатывал первые предложения по созданию свободной экономической зоны, продолжает работать и сейчас. Также в регионе находится крупнейший филиал РАНХиГС . Именно институт Гайдара и Владимир Мау, ректор РАНХиГС , один из руководителей разработки государственной социально-экономической стратегии,  занимаются «поисками перспектив области».

Один из основных принципов либерального экономического курса обозначается понятием децентрализации – всё большим смещением центров принятия решений из Москвы в регионы. Долгое время этот процесс, тем не менее, тормозился из федерального центра, что подогревало раздражение региональной элиты, накапливающей претензии к Москве.

Предельно четко выразила эту тенденцию на симпозиуме им. Т. Заславской, проходившем в мае 2015 года в Калининграде, Наталья Зубаревич, эксперт Программы развития ООН и Московского представительства Международной организации труда, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России геофака МГУ:
«Теперь вопрос к федералам. Может ли Калининградская область выиграть от децентрализации? Это один из немногих регионов, которые реально выиграют от децентрализации. Я не понимаю, как так получается, что на территории остаётся всего треть собираемых на территории налогов. Наверное, для Калининградской области маневр в сторону децентрализации бы помог. Другое дело, что один в поле не воин. Федеральная политика иная».
Владимир Мау, частый гость в регионе, выражается, конечно, более обтекаемо, но, по сути, и он, и его коллеги из института Гайдара, предлагают те же решения: «акцент нужно делать не на дополнительном финансировании и даже не на налоговых льготах, а на институциональных мерах. Главная идея — сформировать в Калининградской области более открытый экономический режим, чем на остальной территории России».

В том же духе высказывается и врио губернатора Антон Алиханов, который на Гайдаровском форуме в январе 2017 года сообщил о том, что вместе с «коллегами из Минэкономразвития» готовится пакет поправок для передачи на региональный уровень части федеральных полномочий по проверке грузов, отправляемых из области,  и что в регионе создано ведомство, в котором будут эти полномочия консолидированы — Министерство регионального контроля и надзора.
Реформа контрольно-надзорной деятельности продолжается.

В марте 2017 года Алиханов заявил о том, что регионам нужна большая самостоятельность в принятии решений о расходовании их бюджетов: «Подавляющее большинство полномочий, финансируемых за счет средств областного бюджета, предусмотрены федеральными законами. При этом регион не имеет возможности сократить объем этих полномочий, перераспределить бюджетные средства на другие цели, ввести критерии отбора получателей средств, например, для обеспечения принципа адресности социальной поддержки».

5 июля на сайте областного правительства сообщается, что в регионе запущен пилотный проект «Построение полного цикла управления персоналом в органах исполнительной власти», «его реализация основана на идеях и мерах, заложенных в концептуальных и стратегических документах, которые разрабатываются Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и Центром стратегических разработок по поручениям главы государства». Председателем совета  Центра стратегических разработок (ЦСР) является Алексей Кудрин.

В ходе обсуждения «проблемы 2016» и закона, который должен прийти на смену закону 2006 года, звучали и достаточно провокационные заявления. Так, в июле 2016 года выступая на форуме «Балтийский Артек» экономист Михаил Делягин предложил региональным властям  «запугивать» Москву отделением от России, ставя в пример Минтимера Шаймиева, который «стал развивать татарский национализм», построив в результате «очень грамотную экономическую модель: «…то, что когда-то здесь была Восточная Пруссия, если вы [федеральные власти] будете вести себя так, как сейчас, территория может уйти в Германию — это не нужно пестовать, но этим нужно пугать».

Политического оживления добавляли назначенные в регионе на сентябрь 2016 года выборы . Очень многие кандидаты и представители партий, в них участвовавших, затрагивали тему необходимости облегчения визового режима для иностранцев, посещающих область, что должно будет каким-то волшебным способом обрушить на регион золотой дождь инвестиций и обеспечить туристический бум.

Насколько «упрощенный или безвизовый въезд иностранных граждан на территорию области с целью туризма» поддержит «самый западный регион России»?

Уже после совещания под руководством Дмитрия Медведева в начале 2016 года, на котором было объявлено намерение ввести упрощенный или безвизовый въезд иностранцев в Калининградскую область, директор консульского департамента МИД Юрий Иванов  обозначил другую позицию по поводу отмены виз и рассказал о причинах и последствиях такого шага во внешней политике. Из интервью, данного им газете Коммерсант в апреле 2016 года:

«Предположим, что принимается такое решение, и европейцам более не нужна будет виза, чтобы приехать в Россию. Но ведь это будет означать, что европейцам более и не нужны будут переговоры с Россией о взаимной отмене виз, которые сейчас хоть и приостановлены, но тем не менее они велись, и я думаю, что продолжатся в будущем. То есть мы попадаем в ситуацию, когда европейцы смогут сюда приезжать без визы, а российские граждане — и это для нас намного важнее — все равно будут вынуждены так же получать визы для посещения стран Евросоюза, сдавать отпечатки пальцев, представлять справки…  И при этом у них уже не будет перспектив отмены этих формальностей».

 По мнению Иванова, решение об отмене виз для иностранных граждан, например, в Грузии и Украине, имеет чисто политический, а не экономический или гуманитарный характер: «В данном случае речь идет исключительно о политике, к развитию туризма или межчеловеческих контактов это не имеет отношения», - сказал Иванов.

Николай Топорнин, директор Центра европейской информации и доцент МГИМО, высказал свое мнение изданию Газета.ру: «В конце 2000-х мы уже участвовали в этом процессе [переговорам по облегчению визового режима]. Я имел к нему некоторое отношение. Тогда было очевидно, что российская сторона не очень заинтересована в том, чтобы эти переговоры к чему-то привели. Сегодня тоже нет повода считать, что Москва изменила свое мнение».

Тем не менее, начиная с начала 2016 года стали появляться публикации, из которых следовало, что Москва своё мнение по этому вопросу изменила, а Сергей Лавров во время своего визита в Калининград 6 июня 2017 года обнародовал намерение МИД РФ внести в «новый закон о Калининградской области» положения, облегчающие визовый режим для иностранцев, посещающих область.

Почему же проводимая ранее министерством иностранных дел РФ принципиальная линия на «симметричность» действий в отношении отмены виз потерпела изменения? Какие основания стали определяющими  для внесения российским внешнеполитическим ведомством в законопроект, называемый «новым законом о Калининградской области», поправок, предусматривающих одностороннее введение бесплатных электронных виз?  К слову, бесплатными они будут для иностранных граждан, но не для бюджета Калининградской области. По сообщению Антона Алиханова «администрация президента РФ и ФСБ поставили вопрос о финансировании системы выдачи электронных виз. Область решила по аналогии с Владивостоком взять на себя затраты на содержание системы», уточнив, что это «вещь окупаемая». Принципиальным же, по словам Алиханова, является интерес  европейских стран и то, что этой возможностью могут воспользоваться не только инвесторы. Цели поездок неограниченны и  доступ будет открыт для всех граждан стран, внесенных в список.

В июне 2016 года издание Газета.ру в статье «ЕС поборется с Кремлем отменой виз» сообщает: «5 июня Германия перевела Россию из числа своих партнеров в число своих соперников [имеются в виду поправки в «Белую книгу», где перечисляются основные цели и задачи политики национальной безопасности Германии]. За два дня до этого Европейская служба внешних связей (EEAS) опубликовала видео на русском языке, которое объясняло, как стране можно получить безвизовый режим с ЕС. Эти противоречивые меры тем не менее отражают единую новую внешнеполитическую стратегию Евросоюза».

Еще до этого произошла резкая активизация Европейской службы внешних связей (EEAS) на российском направлении, которая  исполняет функции единого министерства иностранных дел Евросоюза. Руководит службой Федерика Могерини, верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности. И.о. директора по России, Центральной Азии, Восточному партнерству и и ОБСЕ службы Фернанду Андресен Гимараеш  заявил о том, что Евросоюз хотел бы вернуться к переговорам об облегчении безвизового режима с Россией. Цитируем издание Газета.ру: «Чиновник объяснил это стремлением ЕС «укрепить контакты между людьми». По словам Гимараеша, на первом этапе будет упрощен процесс получения европейских виз для российских граждан, после чего откроются возможности и отмены виз <…> «Визы — очень удобный для ЕС рычаг давления на своих партнеров, — рассказал «Газете.Ru» Александр Рар, научный директор Германо-российского форума».

Ольга Гулина, директор немецкого Института миграционной политики, считает, что перспективы облегчения визового режима между ЕС и Россией есть: «В отношении России ЕС заинтересован продемонстрировать разницу подходов. Жесткий подход — к представителям государства в ситуации взаимных санкций, особо к тем из чиновников, кому въезд в Евросоюз ограничен. С другой стороны, ЕС хочет продемонстрировать стремление поддержать инициативы, диалог и обмен с прогрессивной частью общества. Поддержать профессионалов, ученых и будущее России — студенческую молодежь».

На июньском саммите Евросоюза 2017 года, продлившем антироссийские санкции на очередной срок, были очерчены контуры политики в отношении России, суть которых в продолжении давления на российские власти при одновременном расширении внимания к гражданскому обществу.

Очевидно, что причины пересмотра подхода к визовому вопросу российской власти являются политическими, несмотря на утверждения об  их исключительно гуманитарном и экономическом характере. И Россия и Запад  делают ставку на гражданское общество, на то, что политтехнологи называют «мягкой силой».

Это по сути подтвердил и Сергей Лавров 6 июня , сообщив, что Калининградская область входит в перечень регионов, определенных Президентом  как площадки для развития внешних контактов с окружающим миром - «в том числе для того, чтобы решать конкретные проблемы, волнующие граждан».  И, несмотря на «русофобские», по выражению Лаврова, настроения руководства Польши и Литвы, продолжают реализовываться совместные проекты в рамках трансграничного сотрудничества с этими странами. Он отметил действия муниципальных польских и литовских властей, «которые видят прямой интерес своих жителей в том, чтобы продолжать общаться. Не выстраивать стены, как это собираются делать литовцы. Не прерывать договор о малом приграничном сообщении, как это сделало польское правительство, и, к сожалению, пока не собирается это решение отменять».

Надо сказать, что совместные проекты в рамках трансграничного сотрудничества Калининградской области действительно не только продолжают реализовываться, но и расширяются. Депутат облдумы Александр Мусевич 30 июня с.г. на пресс-конференции, посвященной итогам форума парламентов Южной Балтики в польском Щецине, сообщает, что калининградские депутаты в 2016 году активизировали работу по налаживанию международных контактов: «Подоплекой тому является понимание, что на высших горизонтах эти контакты минимизированы. Это некий такой общегосударственный тренд наш и наших соседей — перенести диалог на уровень политиков среднего эшелона, которые больше общаются с людьми».

23 сентября 2016 года в Калининграде прошла конференция «Регион Балтийского моря: от планирования к совместным действиям», в которой, как сообщает сайт Руград.EU, присутствовало более 100 участников: «директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин, директор департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Министерства экономического развития РФ Рафаэл Абрамян, руководитель бюро Фонда  им. Конрада Аденауэра в странах Балтии и Скандинавии Элизабет Бауэр, генеральный консул Польши в Калининграде Марчин Носаль, глава бюро международного сотрудничества администрации Поморского воеводства Кристина Врублевска, врио председателя областного правительства Антон Алиханов и другие».

Присутствовали также представители  АНО «Северо-Западное агентство развития и привлечения инвестиций», Высшей школы экономики, Торговой палаты Гамбурга, руководители министерств и ведомств  правительства Калининградской области, и др.
Обсуждались планы по интенсификации программ приграничного сотрудничества, привлечения инвестиций, расширения внешнеэкономических связей Калининградской области, сотрудничеству в гуманитарной и культурной сферах.

Характерно присутствие на конференции представителя Фонда  им. Конрада Аденауэра, тоже, видимо, озабоченного «инвестициями» в Калининградскую область.  Напомню, Фонд им. Конрада Аденауэра  известен своей поддержкой украинского «майдана» и партии «Удар» Виталия Кличко.

После некоторого перерыва, в начале 2017 года Еврокомиссия вновь одобрила программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия», выделив на них 62 млн евро. Как сообщила врио руководителя агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова, в предыдущей программе приняли участие 15 муниципалитетов, а среди приоритетных проектов продвижение местной культуры и сохранение «исторического наследия».

Под историческим наследием, конечно же, подразумевается восточно-прусское «наследие», а не историческое наследие, общее для проживающих в регионе народов. Как мы знаем, память о Второй мировой войне и об общем с Россией прошлом в Польше и Литве тщательно искореняется.

Активно развивается и сотрудничество в рамках Еврорегиона «Балтика», в котором важную роль играют шведские как правительственные, так и неправительственные организации. Особое значение придается работе с молодежью, с  той её частью, которая имеет перспективы со временем занять руководящие посты в региональных и муниципальных органах власти Калининградской области.  Как сообщила руководитель регионального агентства по делам молодежи Татьяна Васильева 8 июня: «Межрегиональное сотрудничество – это крайне актуальная для нас тема, так как она востребована активной и инициативной молодежью. Такое взаимодействие позволяет ребятам знакомиться с опытом молодёжи других регионов по различным направлениям, находить единомышленников и планировать совместные проекты». В феврале 2017 года президентские полномочия в Молодежном Совете Еврорегиона «Балтика»  были переданы  российской стороне  и президентом Совета стала Янина Андрушкевич, член Молодежного правительства Калининградской области.

Сразу после визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Калининградской области 7-8 июня прошел двухдневный «VII Форум регионов-партнеров». Предыдущий подобный форум с широким международным представительством проходил в 2013 году ещё до событий на Украине и воссоединения России с Крымом.  На форуме-2017 присутствовали более 300 участников и делегации  10 государств — Литвы, Польши, Швеции, Германии, Финляндии, Нидерландов, Бельгии,  Австрии, Латвии и ОАЭ.

Врио губернатора Антон Алиханов отметил: «Развитию международного сотрудничества способствует то, что в калининградском приграничье сложилась хорошо функционирующая сеть многостороннего сотрудничества — регионы и муниципалитеты стремятся создать в отношениях между собой атмосферу добрососедства, взаимопонимания». Алиханов, кроме того, напомнил, что практически всеми муниципалитетами Калининградской области заключены соглашения о сотрудничестве с муниципалитетами зарубежными и назвал эти связи «традиционными».   Алиханов видит важную роль Калининградской области как региона, «расположенного на перекрестках путей», в противопоставлении «доводов разума и экономической целесообразности» «деструктивным явлениям и поветриям в международной политике».

А теперь подумаем, к чему приведет такое «размывание границ» между Калининградской областью и странами Европейского Союза  через  многочисленные и плотные связи в рамках местного самоуправления, культурного, гуманитарного, молодежного обмена, всемерное поощрение экономических трансграничных связей в сочетании с односторонним облегчением со стороны России визового режима для посещения иностранцами Калининградской области и передачи части федеральных полномочий на региональный уровень.  Учитывая её эксклавное положение – отсутствие сухопутного сообщения с остальной территорией России, в отношении которой об ослаблении визового режима речи не идет, постоянное наращивание военного присутствия НАТО на сопредельных территориях,  а также зависимость региональной энергетической и транспортной безопасности от «доброй воли» соседей.

Цели такой политики российского руководства озвучены неоднократно: Калининградская область должна стать площадкой, на которой будет происходить сближение позиций России и ЕС через экономические связи, гуманитарные, экологические и другие программы и налаживаться конструктивный диалог с «партнерами». Но есть большие сомнения в том, что «площадка» исполнит именно ту роль, которую заявляют власти Российской Федерации. Поскольку российским руководством явно недооценивается влияние «мягкой силы» европейских партнеров на калининградское общество, и так уже подвергшееся сильной трансформации под её воздействием в предшествующие десятилетия, во времена лучезарных надежд российского руководства на Европу «от Лиссабона до Владивостока», не оставленных, впрочем, и сейчас.

Об этих надеждах вспоминал и Сергей Лавров, выступая перед студентами БФУ им. Канта 6 июня: «…Тепло вспоминаю радушный прием, который мне был оказан здесь вместе с министрами иностранных дел Германии и Польши 6 лет назад в ходе нашей встречи в тройственном формате. Тогда мы вели речь о том, что трем странам небезразлично будущее нашего общего континента, его гармоничного, безопасного и поступательного развития…». 

Европейские же партеры ставят свои условия для «сближения позиций», одно из основных  обозначил присутствовавший на VII Форуме регионов-партнеров посол Европейского Союза Вигаудас Ушацкас.  Отметив, что Калининградская область имеет «особое геополитическое положение и уникальную историю, связывающую Россию и ЕС», что делает её «привилегированным регионом для сотрудничества», Ушацкас заявил, что реализовать этот потенциал можно только «при отказе от увеличения военного присутствия и наращивания напряженности в регионе».

Кроме разоружения в сфере «мягкой силы» - а как можно иначе охарактеризовать политику российской власти в отсутствие у неё, у власти, настоящей позиции, с которой можно было бы вести наступление? Призывы «ребята, давайте жить дружно» настоящей позицией считать невозможно,  - российская сторона должна разоружиться и в военной сфере. То есть отказаться от последнего аргумента для сдерживания дальнейшей экспансии НАТО.

Но почему мы считаем, что надежды на российскую «мягкую силу» в осуществлении уже потерпевших крушение планов вхождения России в Европейский Союз и Европу от Лиссабона до Владивостока, трансформировавшихся в надежды на равноправное сотрудничество России и Запада в рамках многополярного мира, молоосуществимы?

Слишком большой путь проделан со времен перестройки и до наших дней в осуществлении планов, ради которых разрушили Советский Союз, когда «мягкая сила» партнеров беспрепятственно и массировано воздействовала на сознание, а, соответственно, и образ действий региональных управленческой и бизнес-  элит, что в наших реалиях, впрочем, одно и то же –  управленческие и бизнес- элиты, как мы знаем, едины. И новоназначенному «пришлому» врио губернатора Алиханову тут удастся только возглавить процесс – даже если бы он, процесс, не поощрялся из федерального центра.  «Мягкая сила» европейских и американских партнеров давно переформатировала сознание «интеллектуальных» региональных элит, начало такому переформатированию положено несколько десятилетий назад.  Уже несколько поколений, воспитанных этой самой элитой, действующей в культурной и образовательной сферах, выросло на признании «неполноценности» собственных  российской, русской культуры и образа жизни по сравнению с европейскими. И на взглядах и на историю, и на современность собственной страны исключительно через «оптику» европейских партнеров.

Продолжение в следующем посте




Tags: Ростов-на-Дону, культура, образование, общество., политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments