raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Заслуги Колчака: очередной пузырь в мутном потоке лжи - 2

Оригинал взят у barsukov в Заслуги Колчака: очередной пузырь в мутном потоке лжи - 2
Вторая полярная экспедиция Колчака - Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 г.г. под руководством полковника Бориса Андреевича Вилькицкого (1885 —1961).

Для справки: Именем Б.А.Вилькицкого названы острова в море Лаптевых к востоку от Таймырского полуострова в заливе Терезы Клавенс (названы Р. Амундсеном в 1919 г.) и пролив между полуостровом Таймыр и Северной Землей (стал так называться после 1917 г.).
Гидрографическая экспедиция отмечена открытием в 1913 году архипелага Северная Земля, прирастившим территорию России на 36'700 км2; Колчак покинул экспедицию в 1910 году, то есть в открытии Северной Земли участия принимать не мог и не принимал.

Следует отметить, что манипулятивно-тенденциозные сведения о Колчаке, распространяемые многими СМИ с начала 1990х г.г. по настоящее время, выделяют якобы особенную научно-исследовательскую роль А.В.Колчака в связи с его участием именно в этой (действительно масштабной по своему значению) арктической экспедиции. К одному из примеров, «Википедия» называет А.В.Колчака одним из основных разработчиков проекта этой экспедиции с применением стальных судов ледокольного типа, который впоследствии был одобрен лишь руководителем экспедиции Б.А.Вилькицким.
Однако действительности это НЕ соответствует, поскольку в действительности А.В.Колчак и Ф.А.Матисен участвовали в разработке проекта вместе с действительно выдающимися полярными учеными и исследователями, в составе специальной комиссии под председательством адмирала В.П.Верховского. В комиссии этой также приняли участие (кроме названных капитанов 2-го ранга Ф.А.Матисена и А.В.Колчака): начальник Главного гидрографического управления А.И.Вилькицкий (отец руководителя экспедиции Б.А.Вилькицкого), начальник лоцмейстерской службы Финляндии Н.Н.Шеман, начальник управления кораблестроения и снабжения Д.В.Скворцов, профессор океанографии И.Б.Шпиндлер, гидрограф профессор Ф.К.Дриженко, заведующий Геофизической обсерваторией А.А.Бунге, гидрограф капитан I ранга А.И.Варнек, преподаватель океанографии в Военно-морской академии Ю.М.Школьский, преподаватель теории корабля А.Н.Крылов, первый командир шхуны «Заря» (вышеупомянутый) Н.Н.Коломейцев, гидрометеоролог Л.Л.Брейтфус, геолог И.П.Толмачев, и другие компетентные полярные ученые и исследователи.
Экспедиция осуществлялась на двух пароходах ледокольного типа «Таймыр» и «Вайгач»; старшим командиром и руководителем экспедиции был назначен Ф.А.Матисен, он же командовал «Таймыром», как головным (ведущим) судном экспедиции, он же составлял план похода и представлял его в Генеральный штаб. А.В.Колчак был назначен командиром корабля «Вайгач», которому была отведена роль постоянно ведомого («второго») корабля, постоянно следовавшего в кильватере «Таймыра». На каждом из кораблей имелась команда из офицеров, ученых исследователей и матросов: команда «Таймыра» составляла 39 человек, команда «Вайгача» - 36 человек. В таком составе Колчак совершил плавание из Санкт-Петербурга через Индийский океан во Владивосток (07.10.1907 - 1910 г.).
28 февраля 1910 года командир экспедиции (и головного корабля «Таймыр») Ф.А.Матисен был отозван в Санкт-Петербург, и вместо него был назначен новый командир – капитан 2-го ранга А.А.Макалинский (Колчак продолжал оставаться командиром ведомого «Вайгача»).
16 июля 1910 года экспедиция прибыла на свою основную базу во Владивосток, откуда судам предстояло выйти в продолжение экспедиции в Беринговом и Чукотском морях.

В середине августа 1910 года во Владивосток прибыл начальник экспедиции штурман полковник И.С.Сергеев, выдающийся гидрограф, имевший к тому времени крупный опыт полярных работ в Баренцевом и Каспийском морях. Вместо А.А.Макалинского командиром флагманского «Таймыра» по настоянию А.И.Вилькицкого (Русский гидрограф-геодезист, полярный исследователь, генерал корпуса гидрографов, начальник Главного гидрографического управления, отец другого из начальников экспедиции – Б.А.Вилькицкого) был назначен 27-летний старший лейтенант Борис Владимирович Давыдов (1884 — 30 сентября 1925, Ленинград).
Именем Б.В.Давыдова названы следующие географические объекты:
- мыс Давыдова на северо-востоке о. Большевик (Северная Земля). Название дано ГЭ СЛО в 1913 г.;
- бухта Давыдова острова Добрыня Никитич среди островов Пахтусова (архипелаг Норденшельда). Названа в 1939 г. гидрографической экспедицией на г/с «Торос»;
- бухта Давыдова на южном берегу о. Врангеля. Название дано Г.А. Ушаковым в 1928 г.)
Б.В.Давыдов – имевший боевой опыт морской офицер, отличившийся в боях при обороне Порт-Артура (в тех же боях, в которых якобы особо отличился А.В.Колчак), отличный навигатор, получивший геодезическое образование в Пулковской астрономической обсерватории.
Таким образом А.В.Колчак, который был старше Б.В.Давыдова на десять лет и имевший богатый полярный опыт, тем не менее НЕ был назначен на должность командира. Очевидно, что столь упорное нежелание руководителей экспедиции превозносить роль Колчака выше командования ведомого "Вайгача" обусловлено как минимум заурядностью его (Колчака) военных и исследовательских качеств.
Определенными океанографическими исследованиями «Вайгач» под командованием Колчака мог отличиться во время плавания из Петропавловска-Камчатского (с 6 сентября 1910 года) до Берингова пролива, однако документальные результаты этих наблюдений последующими участниками экспедиции обнаружены не были.
На подходе судов к мысу Дежнева (сентябрь 1910 года) случился инцидент, когда головной «Таймыр» обогнул полосу льдов с востока, в то время как ведомый «Вайгач», вопреки определенному порядку, преодолел полосу льда напрямик, в результате чего суда потеряли друг друга из виду. После этого, согласно записям вахтенных журналов, командир «Таймыра» Б.В.Давыдов на шлюпке переправился на «Вайгач», где имел крупный разговор с А.В.Колчаком, после чего в дальнейшем корабли шли совместным курсом. В определенной мере этим инцидентом может быть объяснено столь устойчивое сдерживание служебного продвижения Колчака.
После гидрографических и океанографических исследований в районе мыса Дежнева оба судна 2 ноября 1910 года вернулись во Владивосток. По окончании этой части экспедиции Колчаку поступило предложение продолжить работу в Морском генеральном штабе в судостроительной программе, назначенной возродить боевую мощь русского военного флота, которое А.В.Колчак принял и отбыл в Санкт-Петербург.

Таким образом, в этой экспедиции, длившейся 5 лет и ознаменовавшейся крупными научными и географическими открытиями (экспедиция закончилась 16 сентября 1915 года первым в истории морским переходом из Владивостока в Архангельск Северным Ледовитым океаном и вышеназванным приращением к российской территории новых земель), А.В.Колчак сыграл достаточно заурядную роль: исследовательская деятельность А.В.Колчака продолжалась, по сути, в течение двух месяцев (сентябрь – октябрь 1910 года), а документальные подтверждения исследований не сохранились. Столь скромное участие в столь выдающейся экспедиции на фоне действительно выдающихся русских офицеров, исследователей и ученых делает заслуги Колчака более чем скромными, личность Колчака - более чем заурядной.

Продолжение следует.

Tags: Ростов-на-Дону, история, культура, образование, общество., память, примирение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments