raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Форма «изначальный конфликт» в европейской культуре

Оригинал взят у oleggureev в Форма «изначальный конфликт» в европейской культуре


Вполне себе, кстати, философский вопрос. Проявляющийся на всех уровнях, вплоть до бытового.

Думается, никто не будет возражать тому, что разнообразные «способы конфликта»
– а именно – Бога и Дьявола, Добра и Зла, Тени и Света, Белого и Чёрного, Динамики и Статики, Мужского и Женского, Льда и Пламени, Сна (Иллюзии) и Реальности, Поэзии и Быта, даже Физиков и Лириков, или Текста и Музыки, и так далее, и так далее – все эти способы кардинальных, принципиальных и нешуточных противоречий – в конечном итоге долженствующие прийти к какому-то завершению, хотя-бы этапному – в общем, все они и составляют одну общую форму взаимодействия отношений в европейском способе мышления как таковом. Но это, всё-же, не «хаос», и не «война всех против всех».

Форма здесь заключается в следующем:

В двух словах,
– изначально данное НЕРАВНОВЕСИЕ двух сил – должно нас привести к какому-то (даже, не обязательно равновесному и положительному, но) – результату.

Правда, всё-же, в классическом идеале – оно должно привести к Гармонии содействия этих двух начал
(классический пример – постулат «в спорах рождается Истина»).
В романтическом идеале – уже, «в итоговом результате», может быть всё что угодно.

Условно говоря, главных «персонажей» может быть и гораздо больше, чем два. И – каждый из них – может носить
в себе самом ещё несколько мешков собственных противоречий и контрапунктов.
Но, однако, первый конфликт, за которым обязательно будет следить наше внимание – конфликт ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ.

Соответственно этой – макро-смысловой – форме – и выстраиваются все взаимоотношения в известной нам Европе
(и в Америке, которая основана на упрощении всё того же европейского мышления). Даже в Европе современной. Несмотря на все её выверты последних десятилетий: ведь от физических, психологических, или астрономических законов – уйти – наверное, здесь, в обозримых пределах, никому не удастся. Есть, правда – уровень эстетический, но это особый мир, особая реальность. В музыке, например – на основе именно этой конфликтности – выстроена СОНАТНАЯ форма – основная, самая сложная и разветвленная из всех имеющихся музыкальных форм.

Американское влияние – да, оно тоже есть, и оно настолько же неизбежно, насколько неизбежно влияние на человека
его alter ego. Но это уже – не конфликт, а диалектика.

[p.s. 19/07/2017_________] p.s. 19/07/2017_________

Одна из современных американских модуляций этого принципа – создание "конфликта", столкнуть лбами бывших друзей и братьев между собой, для того, чтоб было чем заниматься чьим-нибудь войскам. Выгодный бизнес – война на Украине.




Но мы отвлеклись.



***

Восток – «дело» не только «тонкое».
Здесь – нет «изначально данного» конфликта, требующего уравновешивания.
Здесь – всё начинается с некоего эпического «загадочного» покоя, требующего ключа к разгадке. Здесь интрига – именно в этом. «Открой личико, Гюльчатай!» (Кстати, европейский ориентализм этот уровень отношений вполне освоил.) Здесь может и не быть «динамики конфликта», вполне будет достаточно и «динамики танца» (то же – динамика песни или молитвы, то есть – динамика жанровая). Но – он вполне может и БЫТЬ; конфликт – он совсем даже здесь не возбраняется. Однако – он не является здесь определяющим.

Важный момент – здесь ничто не начинается «вдруг», без изначального вступления, «погружения в атмосферу». Без этого с вами не будут ни разговаривать, ни – тем более – петь или играть.

Уровень дифференциации конфликтующих сторон, присущий Европе – в Азии просто «разлит в воздухе», и может означать всё, что угодно. Не лишне напомнить, кстати, что – и десятичная система счёта, и цифры как таковые – в европейскую письменность и мышление перекочевали из арабской. То есть – если кто думает, что «научный» способ мышления не присущ Азии – тот сильно заблуждается. Наука здесь очень органично входит и в поэзию и в быт. В Азии не в чести лишь «наукообразие» (что, кстати, вполне котируется в Европе). Эта «пародия на науку» на Востоке – достойна просто презрения и осмеяния. А также – достойна того же – невоздержанность, чрезмерность. Здесь этика – прежде всего. Всякого рода «романтические страсти», если они не основаны на мудром, божественном спокойствии – обречены на провал.

***
Пограничная – и в прямом, и во всех других смыслах – Россия – вполне естественно, сочетает в себе влияния и Востока, и Запада. И тот – и другой – способы мышления (условно: «конфликтный» и «эпический») – здесь являются, плоть от плоти, органичными.

Однако, смотрит она, довольно часто – не вправо и не влево.

Она – иногда – смотрит вниз, потупя взор, как виноватая невеста.
Но потом – всё-же, она начинает смотреть вверх.
В сторону Восхождения.
В сторону Бога.


Tags: Ростов-на-Дону, искусство, культура, образование, общество.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments