raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Устойчивое развитие как следствие исторического процесса

Оригинал взят у rabfac в Устойчивое развитие как следствие исторического процесса


Развитие представлений об идеальном устройстве общества в 19-20 веках эволюционировали от идеи, согласно которой демократия является высшей формой общественного устройства до идеи бесклассового коммунистического устройства общества, предложенной Марксом. Попытки дальнейшего развития марксизма, предпринятые в СССР, оказались неудачными во-многом из-за догматизации учения Маркса и Ленина, приведшего к отрыву теории от политической практики.Отсутствие полноценной коммунистической науки, подкрепленной практической реализацией, явилось одной из причин краха советского проекта. На сегодня, ввиду глобального доминирования буржуазной демократии, основной идеологической концепцией, больше похожей на имитацию идеологии, является стратегия устойчивого развития. Только само понятие устойчивого развития, в зависимости от подхода, может пониматься двояко.

В понимании ООН, устойчивое развитие рассматривается в экологическом аспекте, в смысле минимизации воздействия человека на природу. Россия следует этим же курсом: «В нашей сегодняшней повестке – задачи поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития».


По мнению доктора философских наук В. Рыбина, подход к устойчивому развитию, основанный на ограниченности природных ресурсов, подразумевает истощение биосферы в результате человеческой жизнедеятельности: «Отсюда проистекают такие призывы к человеческому сообществу, как «остановиться!», «сократиться!», «сжаться!», вернуться к некоему прежнему идеальному взаимоотношению с природой (как будто оно когда-то существовало) и в конечном счете даже не выжить, а просто продлить свое фатальное угасание за счет полного «выедания» природной среды». Как считает Рыбин, эта стратегия лежит в логике затухания и гибели, а в основе ее — идея Смерти.

Одним из последних советских идеологов марксизма, Побиском Георгиевичем Кузнецовым, было предложено, альтернативное принятому ООН, понимание устойчивого развития человечества. Его концепция является продолжением метафизических представлений В. И. Вернадского и Н. Ф. Федорова о смысле человеческого существования, направленном к победе Жизни над Смертью. Кузнецов говорит об  ограниченности применимости второго начала термодинамики: «Существует широкая область явлений, в которых второй закон термодинамики не имеет силы. И именно эта область физических явлений носит название Жизнь. Обратное положение имеет название Смерть. Борьба между ними и образует всю совокупность процессов безграничного Космоса».

Согласно второму началу термодинамики энтропия для изолированных термодинамических систем может только возрастать. Следует пояснить, что энтропия, в статистическом смысле, это мера хаоса. Или, другими словами, из второго начала следует тепловая смерть Вселенной, но это верно только для изолированных систем, не предполагающих притока «упорядочивающей» энергии извне.

Если рассматривать Вселенную как изолированную систему, то, в соответствии с приведенной цитатой Кузнецова, в такой Вселенной победит Смерть. В действительности, согласно современным данным, процессы, проходящие во Вселенной, не описываются полностью в соответствии с формулировкой второго начала для изолированных систем. Поэтому можно говорить о борьбе Жизни и Смерти в Космосе в том виде, как говорил Кузнецов.

Более того, исходя из этих представлений, можно говорить о существовании Творца как в религиозном смысле, так и в светском, когда в роли Творца выступает Человек, созидающий Жизнь и упорядочивающий хаос, создаваемый Смертью. Человек познает законы Природы и на на их основе конструирует свою альтернативную среду обитания - Культуру. Именно таким образом он и созидает Жизнь: «Забота живущих поколений о поколениях будущих — образование людей, способных и реализующих свою способность к творчеству во имя развития Жизни».

Кузнецов заложил метафизические основы для развития коммунистических идей, сделав это в формулировке концепции устойчивого развития, прямо противоположной принятой ООН. Стратегия ООН исходит из ограниченности ресурсов, избытка народонаселения, необходимости возвращения к прежнему идеальному сосуществованию с природой и является проявлением идеи Смерти, а не Жизни. Эта стратегия не подразумевает существования исторического процесса.

В противоположность этому, Кузнецов говорит о том, что сохранение исторического процесса развития означает, что СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. По сути, идеи, в основе своей марксистские и коммунистические, которые должны были использоваться в борьбе против мира капитала, оказались перехвачены глобальной буржуазией, вывернуты наизнанку и поданы под гуманистической оберткой.











Tags: Ростов-на-Дону, культура, образование, общество., политика, смыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments