raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

Мы падаем вниз «С широко закрытыми глазами»

Оригинал взят у anet727 в Мы падаем вниз «С широко закрытыми глазами»


Может ли человек пожертвовать всем ради одной ночи, как говорят с ложной скромностью, «любви»? То есть пожертвовать действительно всем: супругом, детьми, репутацией. Давайте говорить прямо – пожертвовать всем ради одного полового акта. Такой вопрос, на мой взгляд, ставится в основание фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами».


Вспоминаю случай из жизни. Мы с друзьями приехали переночевать в бывший пионерлагерь, который в 90-х годах, во время перестройки, уже приспособили под санаторий. Это было дешевле, чем остановиться в гостинице. Был последний, прощальный, день, когда до отъезда отдыхающих оставался один только вечер и ночь. Люди вокруг были навеселе, кто-то сновал туда-сюда. Я прогуливался один между деревьями, перед сном. Мне повстречалась небольшая группа подростков, на вид от 17 и выше. Юноша со смехом рассказывал, как одна из женщин в возрасте за пятьдесят, пьяная, тащилась за ним и просила его переспать с ней. А он убегал от неё и прятался.

Я надеюсь, что всем понятно, что эта женщина отказалась от чести, от своей доброй репутации, предала мужа и детей ради того, чтобы почувствовать на своём дряблом теле молодые шарящие руки. Она не могла не понимать, что её похоть будут как минимум обсуждать, смакуя каждую неприглядную подробность. И всё-таки она сделала выбор, поддалась своему низменному желанию.

Я помню и другой случай, когда женщина далеко за сорок рассказывала мне, что муж у неё уехал в командировку, приговаривая при этом «муж мужем, а любовник нужен» и заглядывая мне в глаза. Мне было немного смешно, немного неудобно. Разве она не понимала, предлагая мне себя, что она променяла и мужа, и детей, растоптала свою репутацию, ещё даже не получив желаемого? Желание оказалось сильнее здравого смысла.

И в советское время я слышал истории, когда женщины ездили в санаторий или на море, чтобы найти себе любовника на время отпуска. Но сегодня это из нечастого явления превратилось в обыденность. Сегодня любовников ищут даже на работе, уже почти не скрываясь.

Стэнли Кубрик показал в своём фильме именно это падение женщины. Но следом случилось и падение мужчины – её мужа. Своим откровенным рассказом, демонстрирующим сиюминутные похотливые желания, женщина дала «зелёный свет» мужскому воображению. Эта история напомнила мне грехопадение Адама и Евы, когда Ева предложила Адаму яблоко познания добра и зла, а Адам не отказался взять и не отказался вкусить.

Интересно, что на вопрос мужчины, как нам теперь с этим дальше жить, женщина грубо и зло ответила – нам нужно «трахнуться». Кроме шуток, в этом определённо есть что-то рациональное. Не в этой ли рациональности заключается причина сегодняшней деградации Запада с их сексуальными извращениями, разрушением семьи, отказом от Бога?

Кубрик любил русскую классическую музыку. В начале и в конце его фильма звучит вальс Шостаковича. Впервые этот вальс широко прозвучал в 1956 году в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон». У Калатозова под этот вальс, на морозе, танцуют покорители целины.

– «Эй, герои будущего!», – кричит товарищам молодой первопроходец, объявляя о прибытии на место.

– «Горю желанием на целину!», – весело заявляет студентка театрального училища, объясняя свой жизненный выбор.

В советском фильме ребята сидят в общежитии и рассуждают: «Ведь молодость одна. И вот поднять целину, дать хлеб народу, много-много хлеба. Я не знаю, подвиг ли это. Но надо, надо!»

– «Чего надо?», – спрашивают. – «Взметнуть надо!», – отвечает паренёк и смеётся.

Вот так, совсем по-разному, звучит это «взметнуть» у западного человека и у советского.

Человек живёт так, будто бы он полностью обусловлен завладевшими им желаниями. Хочет поесть – ест. Хочет поспать – спит. Хочет писать стихи – пишет. Хочет сочинять музыку – сочиняет. Так что же такое человек, если он является лишь инструментом в «руках» овладевших им желаний. Только ли он исполнитель воли тех, кто внушает ему эти мысли? Кто является хозяином этих мыслей? И что тогда может человек? Сделать свой выбор – вот что он может. Сделать выбор и подчинить ему свою жизнь.

Православная вера объясняет, что источником мыслей в значительной мере является космический потусторонний мир – мир духов. В Евангелии об этом сказано так: «Диавол вложил в сердце Иуды предать Его». Но не только дьявол обитает в потустороннем, «по ту сторону» материального, то есть в нематериальном, мире. Православие учит, что мысли приходят и от ангелов, и от святых. В стихотворении «В тот день, когда окончилась война» советский поэт Александр Твардовский так говорит о духовной связи живых и мёртвых людей, которые оказались на разных «берегах»:

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.

Наверное, в жизни каждого человека были моменты, когда казалось, что помощь приходит будто бы из ниоткуда. В другом стихотворении Твардовский пишет об этом так:

И, нашей связаны порукой,
Мы вместе знаем чудеса:
Мы слышим в вечности друг друга
И различаем голоса.

Современная наука занимается только материальным миром, но не знает ровным счётом ничего о мире нематериальном, духовном. Хотя на жизнь человека духовный мир влияет сильнее, чем любые обстоятельства, если у человека есть живая душа. Душа, которая способна чувствовать чужую боль.

И всё-таки, хотелось бы вернуться к тому вопросу, с которого я начал. Я сформулирую его несколько иначе. Почему люди готовы отказаться от всего, что у них есть, ради получения чего-то нового, пусть и в таком извращённом виде, о котором рассказал Кубрик? Почему Адам и Ева предпочли познать добро и зло, хотя знали, что этим навлекут на себя гнев Божий? Ведь Богу известно всё, в том числе и то, что они возьмут это яблоко. Почему сам Бог наделил людей страстным желанием познавать?

Я не знаю, узнаем ли мы когда-нибудь ответ на эти вопросы, но очевидно, что есть два направления, или вектора, познания: «вверх» - к познанию духовного в человеке и во Вселенной и «вниз» - к получению удовольствий от своего тела и окружающего нас мира. Первый путь ведёт к Человеку с большой буквы, а второй – к зверю.

Советский писатель Самуил Маршак так написал о восхождении от животного к человеку и об отказе от того, что мы называем стабильностью:

Человек ходил на четырёх,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.

Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.

Потребительски настроенная мировая элита научилась управлять обществом и задавать вектор познания таким образом, чтобы человек, отказываясь от равновесия семейного очага и социального положения, всегда стремился получать удовольствие от своего «низа». На мой взгляд, Кубрику удалось убедительно это показать. Есть ли выход из этого регресса? Чтобы его найти нужно искать.




Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф, культура, литература, образование, смыслы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments