raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

О математике и вообще

Оригинал взят у ngorky в О математике и вообще


О математике и вообще о многом сложном и непонятном говорят: "Мне это не пригодится". Говорящий убеждён, что математика в нём работает, исключительно когда он считает сдачу в магазине, да и в подобных случаях не всегда ей пользуется, предпочитая, например, перебирать дни отпуска на пальцах. Полезность арифметики говорящий ещё признаёт, но о том, что после арифметики, и речи идти не может. Всё это для него избыточно сложно.

На самом деле это не математика избыточно сложна, а жизнь говорящего избыточно проста. Он не видит ни прямого применения сложных математических знаний, ни закономерностей в повседневной жизни, которые можно было бы отождествить с математическими образами. В голове не возникает ни одной математической метафоры, с помощью которой можно распознать подмеченную закономерность, проартикулировать её. Говорящий не живёт в мире таких закономерностей, не различает их, в то время как дифференциальные уравнения, топология, теория множеств, теория графов представляют их себя замечательный скелет для структирирования, концентрирования собственных ощущений и мыслей в отношение любого самого тонкого явления. (Специально не употребляю слово "моделирование" как заезжанное, выдохшееся, потерявшее свою красочность. Тем более моделирование - это поэтапный метод, а спонтанное рождение аналогий совсем не то же самое).

Математика, эта особого рода философия, имеет огромные резервуары образов на все случаи жизни. Однажды у одного физика с радиофизического факультета спросили: "Как соблазнить девушку с помощью математики?" Тот, будучи известным магистром "игры в бисер", моментально выдал: "Нужно найти особые точки, выбрать направление обхода и взять интеграл по поверхности". Казалось бы шутка, но какие возможности обобщения математических образов она вскрывает!

Кем является хороший писатель? Он является добытчиком образов, метафор, символов, методов, посредством которых наиболее точно и ярко передаёт свои ощущения читателю. Позже всё самое удачное входит в культуру. Какая-нибудь метафора, на которую в обществе был запрос для передачи своих эмоций по какому-нибудь распространённому поводу, становится культурной единицей. Например, выражение "не растекаться мыслью по древу" тоже однажды было введено в нашу речь. Некто открыл его для нас, отдав нам в пользование. Писатели днём и ночью решают эту задачу, претендуя на новое открытие, на художественную новизну. Вспомните как этот процесс описывал Дж.Лондон устами своего Мартина Идена. Как тот только не мучился, чтобы обернуть в слова пожар своих невыразимых чувств, чтобы те не потускнели, чтобы скомпенсировать "потери передачи", затухания в канале "писатель-текст-читатель", чтобы все его ощущения были воспроизведены с достаточной интенсивностью и распознаны. Бесспорно, писатели находятся на переднем крае изыскания такой новизны. На этом поле они вне конкуренции. У них мы учимся точно, ярко и доходчиво выражать свои мысли. (Хотя некоторые и этому не учатся, тем самым не только сильно обедняя свою устную речь, но и не развивая свой аппарат чувств и эмоций, становясь "эмоциональными инвалидами").

Но почему школьная или профильная ВУЗ-овская математика должна казаться исключительно чем-то прикладным в узком смысле? Математика - это тоже язык, причём более общий чем любой человеческий, ведь если на русском говорят в основном русские, то на языке математики с нами говорит как минимум природа. Не все её процессы поддаются математической формализации, но поддаются очень многие. Да и не всегда это бывает нужно. Иногда достаточно использовать математические открытия исключительно как метафоры, чтобы приблизиться к пониманию природы. Вспомните открытие фракталов, т.н. "математических монстров". Открытие математического хаоса породило новое понимание эволюционных процессов через образ самоорганизованной критичности. Эти метафоры обогатили язык не только физиков или биологов, но военных теоретиков и политиков. Эти символы тоже стали культурными единицами, на которые можно ссылаться при объяснении сложных вещей.

Всё вышесказанное разумеется справедливо для любых других наук и сфер человеческой деятельности. В идеале образованный человек "должен знать обо всем понемножку, но все о немногом". Нужно знать математику и музыку, театр и шахматы, физику и историю, общество, религию, психологию и своё тело. Только в совокупности через эти однобокие срезы человек сможет увидеть достаточно, чтобы сконструировать в своей голове нечто близкое к целостной реальности.

Это вовсе не "анализ, убивающий жизнь", "музыку я разъял как труп" и пр. Целостность жизни действительно важно "схватывать" и впитывать без умертвляющей её анатомии. Но куда её впитывать? В голый бетон скудоумия? О который разобьётся элементарная бытовая мудрость, не то что какая-то там целостность... Для впитывания нужна почва. И возделыванием почвы нашего сознания занят целый комплекс наук и искусств, вся человеческая культура нужна только лишь для того, чтобы с каждым новым поколением почва становилась всё более плодородной, а принесённые ею плоды полнее отражали мир, детальнее позволяли изучить его. Нельзя понять мир "напрямую", как нельзя рукой достать до Луны - необходимы средства освоения космоса (для построения которых, кстати, нужно быть высококультурным народом). Культура является средством освоения реальности. Общий механизм освоения изучает гносеология, но и без погружения в неё известно, что вероятность понять что-либо зависит от широты знаний, от того, какие ваши спонтанные обобщения сольются в вашей голове в вашу же мысль.

Новизна вашей мысли определяет вашу "жизненную" новизну. Поэтому важно, чтобы ваша мысль была по-настоящему "вашей", а не чьей-то переформулированной. Ведь, наверное, обидно было бы в итоге обнаружить, что всё время вы пересказывали чужие слова и прожили чужую, уже прожитую кем-то жизнь.

Задумываются ли об этом те, кто произносит пугающее "мне это не пригодится"? Не знаю, ну а вдруг...


Tags: Ростов-на-Дону, культура, образование, общество., смыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments