raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

«Великий немой» в России. Хохлова в стране большевиков

Оригинал взят у pyonerka в «Великий немой» в России. Хохлова в стране большевиков


«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — фильм 1924 года, созданный режиссером Львом Кулешовым, наиболее полно представляет собирательный образ картины «немого кино». Именно так я раньше представляла себе кино начала ХХ века: динамичное, с акробатическими трюками (драки, погони), с примитивным сюжетом, финал которого угадывается уже в первых кадрах, с карикатурными персонажами. Наверное, сейчас бы сказали про такое кино: «Пипл хавает». Но, наверное, стоит вглядеться в картину пристальнее.



Испытала потрясение от игры актрисы — Александры Хохловой. Она мне напомнила... никогда не угадаете кого: балерину-звезду Екатерину Максимову (отсылаю к фильму-балету «Анюта»). Я долго не могла понять секрет волшебства балерины. Пока однажды в интервью не услышала ее реплику про длинные кисти рук. Именно они, непропорцонально большие кисти, нарушив гармонию тела, позволили балерине передавать эмоции «одним движением руки». У Хохловой почти то же самое: очень высокий рост и невероятная худоба стали ее артистическим инструментом. И актриса сумела им воспользоваться идеально.


Валентин Серов. Портрет детей С.С.Боткина. 1900. Акварель. Государственный Русский музей

Вглядитесь в лицо девочки с бантиком. Знаменитый Валентин Серов запечатлел сестер Хохловых. Александра Хохлова даже на акварели выделяется. Откуда знакомство с Серовым? Всё просто. Хохлова — внучка мецената Третьякова. Мир искусства она впитывала с детства. А вот как ее запечатлел Малявин, известный нам больше своими «бабами».


Филипп Малявин. Лисичка.Портрет А.С.Боткиной, внучки П.М.Третьякова. 1902. Государственная Третьяковская галерея

В кинематограф Хохлову привела дочь Станиславского, с которой Александра дружила. А знакомство с режиссером Львом Кулешовым и брак с ним в итоге подарили нам несколько кинолент. Среди которых — эксцентричная комедия про американского сенатора мистера Вуда, отправившегося в страну Советов. Интриги ради пересказывать сюжет не буду. Фильм доступен для просмотра. Дам пару комментариев.

Прежде всего, мне бросилось в глаза, что сценки показаны с разных ракурсов. Например, с высоты. И уже это разноообразит картину, обогащает ее. В таких кадрах режиссер словно делает остановку и говорит: «А теперь взглянем на ситуацию целиком. Осколки отдельных моментов сценки вы посмотрели. Теперь время подвести итоги. Анализ проведен, пришло время синтеза». Согласитесь, это потрясающая особенность ленты. Раньше так не снимали.


Кроме того заметным штрихом в картине стал новый грим артистов — натурщиков, как их называл Кулешов. Исчезли «безумные» глаза с темными «синяками». Зачем они, если можно показать крупным планом лицо актера? И режиссер с успехом прибегает к такой возможности.



Но, считаю, фильм имеет и свои ощутимые недостатки. Выбор жанра и примитивность сюжета, намеренное упрощение и огрубление героев. Молодое советское государство должно было «поднимать» своих граждан. А тут — примитивный лубок, потворство НЭПу. Но Хохлова в этом фильме неотразима! Что бы там не говорили кинокритики, она прирожденная комедийная актриса. В драматических ролях, например, в фильме «По закону», она теряет своё очарование и выглядит резко. Всласть полюбовавшись на Александру Хохлову, побегу дальше по тропинке, ведущей к мировым киношедеврам. Присоединяйтесь!


На фотографиях: кадры их фильма Л.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»



Tags: Ростов-на-Дону, искусство, кинематограф., культура, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments