raasta (raasta) wrote,
raasta
raasta

«Спасенное наследие»

Оригинал взят у artemijv в «Спасенное наследие»
   
 

   
20 июня в клубе Суть Времени в Екатеринбурге на один вечер была открыта для осмотра выставка «Спасенное наследие» работ скульптора Петра Алексеевича Сажина — одного из главных монументалистов Свердловска, автора памятников Комсомолу Урала и Уральскому Добровольческому Танковому Корпусу.
 


 
Все скульптуры, представленные на выставке, были буквально спасены из «кладовок» и расселяемых мастерских Союза художников в Екатеринбурге.
В экспозицию вошли эскизы, макеты, готовые скульптуры, в том числе рабочие модели памятников Комсомолу Урала, Свердлову и Блюхеру, один из вариантов памятника Павлику Морозову, эскизные вариации памятника УДТК и памятника Горькому, портреты Чапаева и Островского, портреты героев труда и заслуженных граждан Свердловска.
 

 
В рамках открытия выставки также состоялась пресс-конференция Гражданского комитета «В защиту исторического достоинства», посвященная судьбе советского культурного наследия в современном Екатеринбурге.
 

 
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ:
 
Татьяна АРБЕНЕВА — внучка и наследница Петра Сажина — рассказала о судьбе своего деда и его творчестве, а также о борьбе за сохранение его памятников в городе, утраченных монументах — в том числе памятнике Павлику Морозову, который был снесен в начале 90-х годов.
 
«Перед уходом дед очень переживал, когда снесли, как он его называл, образ его босоногого детства, Павлика Морозова в одноименном парке… Я помню трясущийся подбородок деда и рекой льющиеся слезы по его щекам. Этого мощного человека, пережившего очень много в своей жизни — и голод, и холод, и тяготы войны. Он говорил — Танька, ты веришь в чудо? Я говорила — не знаю. А он говорил — ты, Танька верь, и чудо свершится».
 

 
Вадим ЕГОРОВ — профессор, доктор философии, сын и наследник скульптора Владимира Егорова — напомнил, что многие произведения художников и скульпторов советской времени, которые было принято недоценивать в 90-е годы и которые на сегодняшний день просто «пылятся» в запасниках, являются настоящими шедеврами и призвал совместно сберегать наследие «великой эпохи».
 
«На днях буквально — и никто не отметил этой даты — исполнилось 85 лет со дня основания Свердловского союза художников… Я многих художников застал, замечательных, и надо их тоже вспомнить… Действительно великая эпоха, важной частью, компонентой этой эпохи был Петр Алексеевич Сажин, жизнелюб, уралолюб, человеколюб и ярчайший художник и скульптор».
 

 
Валентина СОКОЛОВА — скульптор, заслуженный художник России — сообщила, что не только в 90-е, но сейчас наследию Сажина в городе грозит уничтожение.
 
Так, зимой этого года во время реставрации здания по адресу ул. Декабристов, 56 с него загадочным образом исчезла мемориальная доска поэтессе Людмиле Татьяничевой авторства Сажина.
 
Также Валентина Соколова рассказала о судьбе мастерских скульпторов Союза художников по адресу ул. Сони Морозовой, 181 — художники, а также все сохраняемое ими наследие советских скульпторов, должны по кинуть здания мастерских по решению суда до 1 июля 2017 года.
 
«Почему эти работы здесь оказались? Они были в свое время в мастерской Сажина, которая была передана после его кончины замечательному скульптору Андрею Чернышеву. И он любезно согласился их сохранить. Сейчас нависла угроза над этими мастерскими. Нам «впарили» земельный налог, который мы не в силах оплатить, потому что нас никто не учил воровать — ни в семье, ни в школе».
 

 
Сергей САНОК — архитектор, завкафедры градостроительства УралГАХУ — обратил внимание собравшихся, что город — это «люди и время», каждое время рождает своих людей и каждая новая власть, во все времена, затирает память о прошлом. И если символами советской власти в Свердловске были памятник Комсомолу Урала, Краснознаменная группа, то и у новой власти есть свои символы — главный из которых «рекламный щит».
 
«Мы сегодня обсуждаем два события. Одно происходит сейчас — расформировываются мастерские Союза художников, и все наследие, которое оставалось, оно должно быть выввезено. И событие, которое произошло гораздо раньше, в 90-х годах, когда сняли памятник Павлику Морозову. С точки зрения полуторамиллионного города — не такие уж важные, сумасшедшие события. Гораздо важнее — та же Краснознаменная группа…
 
Но все это можно и нужно сохранять... А для того, чтобы работали те же музеи, должно быть создано то, что называется городское сообщество. К сожалению, сейчас его нет в городе Екатеринбурге, мы все разрознены. Та же ситуация с Краснознаменной группой, которую необходимо вернуть, обязательно, это мощнейший символ… И самые последние события, когда практически будет засыпана четверть городского пруда для строительства Храма… Город — он нейтрален. Если люди позволяют сносить памятники, а иногда и приветствуют это, — они будут снесены. Если люди молчат, то никакие средства массовой информации не помогут — у них есть, как здесь было сказано, свои задачи».
 

 
Артем БРУСНИЦЫН — председатель гражданского комитета «В защиту исторического достоинства» — отметил, что город действительно меняют горожане и власть. И власть в 90-е годы активно уничтожала созданное в советскую эпоху. Но отношение к этому наследию должно измениться.
 
«Можем ли мы представить соременное общество, и, в том числе, прочность власти, без памяти о Победе, без чествования Девятого мая? Тем не менее, сносятся памятники, посвященные Великой Отечественной войне — та же Краснознаменная группа. Должна быть грань, переходя которую новая власть действует уже не против старой, а против самой себя, против стабильности, против того, что они сами называют скрепами?
На дворе 2017 год, сто лет Революции. Уже пора осознать исторический смысл этого явления. Мы уже видим в СМИ гораздо более лояльное отношение к Ленину, к другим советским лидерам. И тем не менее, мы продолжаем видеть всю эту войну с историей — с экранов, с амвонов продолжаются какие-то призывы «покончить с большевиками»…
   
Эти постоянные разговоры о сносе памятника Комсомолу Урала. Он стоит между двумя церквями и «не место тут безбожным коммунистам». Простите, кто-то может сказать, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» — это безбожное произведение?
 
Многое может быть сохранено силами гражданского общества. Но и власти стоит одуматься. Если мы вычеркиваем семьдесят лет нашей истории из городской среды, из музеев — а у нас нет полноценных экспозиций по истории и искусству Свердловска — то в эту «черную дыру» провалится современное общество, современная власть и современное государство».
 

   
 

   

Tags: Ростов-на-Дону, воспитание, история, культура, образование, память.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments